Автомобильный кондиционер – уход и обслуживание

Нравится статья ! Поделись в соц. сетях !

12.03.2019

Содержание страницы

Сайт для тех, кто любит автомобили и не боится гаечных ключей

Автокондиционер

    «Тополиный пух, ЖАРРАА, июль…». Вот оно спасение — кондиционер в автомобиле, из дефлекторов дует прохладный воздух, в салоне благодатный микроклимат. Но чтобы благодать не закончилась, автомобильный кондиционер  надо регулярно обслуживать, ухаживать за ним, как говорится холить и лелеять.

В этой статье поговорим о том, как продлить жизнь автокондиционера,  защитить от воздействий неблагоприятной среды, что можно и нужно сделать  своими руками, а что доверить профессионалам. Полезные советы, практичесие приемы по уходу и способы правильной эксплуатации.

Так сказать небольшая инструкция по эксплуатации кондиционера автомобиля.

Устройство кондиционера и принцип работы.

Чтобы правильно эксплуатировать кондиционер нужно представлять его устройство. Вкратце и схематично это выглядит так.

Устройство автомобильного кондиционера

Система кондиционирования заполняется хладагентом (фреоном). В настоящее время используется R134a, в автомобилях до 1995 года выпуска применялся R22 (заменителями не являются). Это к сведению. Циркуляция обеспечивается компрессором, который под высоким давлением направляет фреон в конденсатор

Хладагент (фреон)
R134a

 (радиатор, установленный обычно перед радиатором системы охлаждения двигателя), где происходит охлаждение, конденсация (переход в жидкое состояние), после чего через осушитель к расширительному клапану, который разделяет ветви высокого и низкого давления.

В испарителе (небольшой радиатор, устанавливается в салоне, впереди радиатора отопления) происходит охлаждение поступающего воздуха, и далее по замкнутому кругу.

Обратите внимание

Кстати при охлаждении воздуха на испарителе образуется вода, которая по дренажной системе стекает вниз, на дорогу (вот откуда берутся лужицы под стоящим автомобилем).

Для смазки компрессора, а также герметизации соединений необходимо специальное масло (способное работать при низких температурах, с R134aприменяется PAG 100), оно растворяется во фреоне и циркулирует совместно с ним. С этим разобрались.

Как правильно эксплуатировать кондиционер (систему климат-контроля).

Для обеспечения долгой и эффективной работы кондиционера нужно следовать нескольким простым правилам.

Во-первых, включать кондиционер на 5-10 минут каждые две недели, минимально раз в месяц, чтобы смазывался компрессор и не подсыхали уплотнения. Но как же, возразите вы, в мороз пользоваться автокондиционером  запрещается.

Правильно, для этого следует выбирать оттепели, теплые гаражи, при посещении автомоек, или сразу после поездки, пока автомобиль разогрет, накрываем капот и радиаторную решетку одеялом и ненадолго включаем систему кондиционирования.

Во-вторых, перед завершением поездки минут за 10-15, испаритель необходимо просушить, то есть, выключаем кондиционер (микроклимат), а вентилятор оставляем включенным. Таким образом, мы даем меньше шансов образованию бактерий и избегаем образования неприятного запаха.

Необходимо также своевременно заменять салонный фильтр, ездить совсем без фильтра категорически не рекомендую, если вдруг не можете найти подходящий, то хотя бы перекройте воздухозаборник отопителя двумя-тремя слоями марли или капрона от женских колготок.

Защита и уход за кондиционером.

Как и оружие — система автомобильного кондиционирования любит ласку, чистоту и смазку. Так  вот чтобы система работала эффективно, производительно и как можно дольше без ремонта необходимо поддерживать ее в чистоте и защищать от механических повреждений и попадания агрессивных реагентов.

Тополиный пух, насекомые, пыль, грязь и прочий мусор могут так забить соты радиатора, что сведут эффективность охлаждения практически на нет.

Поэтому надо регулярно осматривать радиатор, для очистки продувать сжатым воздухом в обратном направлении (изнутри наружу) и промывать струей воды  под давлением (давление не должно быть очень сильным, чтобы не позагибать соты).

   Хорошим средством защиты является обычная противомоскитная сетка, установленная перед радиатором системы   кондиционирования.  Сетка не только задерживает  пух и насекомых, ну еще не защищает радиаторов удара камешков летящих с дороги.

Важно

Сетку можно закрепить быстросъемными пластмассовыми клипсами  и периодически очищать и промывать в теплой воде.

С наступлением холодов необходимо закрыть нижние отверстия бампера для защиты радиатора от воды, грязи и агрессивных реагентов, как в этом примере на автомобиле дэу нексия.

Необходимо также своевременно заменять салонный фильтр, ездить совсем без фильтра категорически не рекомендую, если вдруг не можете найти подходящий, то хотя бы перекройте воздухозаборник отопителя двумя-тремя слоями марли или капрона от женских колготок.

Если при работе кондиционера вдруг стал появляться запах «нестиранных носков» — пора на дезинфекцию. Для этого надо очистить соты испарителя и обработать их специальным аэрозолем. Необходимо также прочистить дренажную трубку и сливной шланг, кончик которого делается обычно щелеобразным и скопившаяся грязь может забить его наглухо.

Вот полезное видео об очистке испарителя автомобиля ДЭУ НЕКСИЯ.

И еще одно не менее полезное видео о промывке и дезинфекции кондиционера Kia Spectra.

Удачи Вам в жизни и на дороге

Источник: http://avtomastersam.ru/kondicioner-ekspluataciya-uxod-i-obsluzhivanie/

Как ухаживать за автомобильным кондиционером

Поддержание комфортной температуры и влажности в салоне автомобиля — основная функция кондиционера. Однако комфорт — это не все. Не нужно прибегать к результатам научных исследовании, чтобы понять, что жара и духота не только действуют угнетающе на общее состояние водителя, но и замедляют его реакцию. Поэтому исправный кондиционер — еще один шаг к повышению безопасности на дорогах.

Принцип действия кондиционера основан по той же схеме, что и обычного холодильника. Разница лишь в том, что нагрузки на автомобильный охладитель воздуха значительно выше.

В отличие от холодильника, он работает «в полевых условиях».

Грязь, влага, внешнее воздействие различных веществ (например, соли, которой посыпают дороги), отсутствие герметизации салона и интенсивный нагрев воздуха — все это не может не сказаться на работе устройства.

Основные элементы конструкции автомобильного кондиционера:

Компрессор

Самый важный и сложный элемент охладительной системы. Именно он отвечает за сжатие охлаждающего газа низкой температуры до состояния высокой температуры.

Конденсор (или радиатор)

Отвечает за преобразование хладагента (фреона), который нагнетается компрессором, в жидкое состояние. Именно эта деталь системы подвержена воздействию внешних факторов.

Испаритель

Отвечает за преобразование жидкого хладагента-фреона в газообразное состояние с последующим поглощением тепла и осуществлением подачи охлажденного воздуха в салон автомобиля.

Кроме этого, системы охлаждения воздуха в составе конструкции имеют:

  • аккумуляторы-осушители;
  • расширительные трубки;
  • ресиверы-осушители;
  • компрессорные приводы и пр.

К дополнительным элементам относят:

  • датчики температурного режима компрессора;
  • датчики высокого и низкого давления,
  • многофункциональные датчики;
  • предохранительные клапаны и пр.

Важные нюансы обслуживания кондиционера

Избежать сложных и дорогостоящих поломок просто, достаточно лишь внимательно относиться к автомобилю и системе кондиционирования в частности. Вовремя устраненные причины неполадок значительно увеличат срок и качество службы системы.

Регулярно и тщательно очищайте радиатор

Самый первый и страшный враг любого автомобильного кондиционера — грязь и влага. А если добавить к ним различные химические соединения, которыми так богата зимняя дорога, то результат представить нетрудно.

Грязь, снежная каша и соль накапливаются внутри радиатора, попадают в многочисленные щели и трубки, забиваются под элементы фиксации.

Тщательно очищать радиатор рекомендуется, как минимум, один раз в год, весной. Обычно это делается во время подготовки автомобиля к весенне-летнему периоду.

Не оставляйте прибор «зимовать» в нерабочем состоянии

Многие автовладельцы откладывают починку кондиционера до того момента, как он понадобится. То есть, до весны. Но если устройство необходимо починить, то следует сделать это осенью.

Во-первых, проблема может усугубиться за это время, и вместо одной-двух деталей придется менять всю систему.

Во-вторых, за период бездействия кондиционер имеет свойство подвергаться действию коррозии, накапливать влагу внутри шлангов и других элементов, а это губительно для системы. По этой же причине необходимо в зимний период иногда включать прибор, чтобы он поработал. Это помешает влаге и воздуху скапливаться внутри кондиционера, что для него губительно.

Проверяйте элементы конструкции на предмет подтеков

Разгерметизация является одной из частых причин выхода из строя автомобильного кондиционера. Время от времени необходимо осматривать шланги, колпачки, радиатор и другие детали. Если на них обнаружились масляные подтеки, следует обратиться в мастерскую.

Регулярно проводите дезинфекцию системы охлаждения

Конечно, наличие неприятного запаха и бактерий влияющих на здоровье человека вряд ли нанесут вред кондиционеру, но водителю и пассажирам могут доставить неприятности. Поэтому рекомендуется раз в год проводить дезинфекцию. Это поможет устранить неприятный запах в салоне и убить большее количество микробов, которые попадают в автомобиль с воздухом.

Тщательно выбирайте мастерскую для обслуживания

Заправку кондиционера фреоном желательно предоставить специалистам. Они должны проверить, нет ли разгерметизации в системе, сделать вакуумирование, избавить агрегат от находящейся в нем влаги, проверить все показатели и испытать оборудование в рабочем состоянии.

Можно, конечно, произвести заправку и самостоятельно (понадобится специальный шланг, баллон с хладагентом и датчик давления), однако это чревато ошибками с неприятными последствиями.

По этой же причине следует пользоваться услугами проверенной мастерской. Очень часто работники допускают ошибки в процессе заправки кондиционера, например, используют не то масло, проверяют герметизацию с помощью кислорода (фреон обладает большей текучестью и то, что удерживает атомы кислорода, пропускает хладагент) и пр.

Раз в полгода меняйте салонный фильтр

Если фильтры отсутствуют, раз в 5 лет следует производить очистку испарителя.

Во время очистки радиатора проверяйте фиксацию трубок

Часто детали отходят, и их необходимо закрепить.

Если возникли подозрения на неисправность автокондиционера (нетипичные шумы или снижение рабочих функций), автомобиль следует отогнать на диагностику. Вовремя обнаруженная и исправленная неполадка сэкономит время и деньги владельца.

Источник: https://www.avtobeginner.ru/articles/85978/how-to-care-for-automobile-air-conditioning.html

Правильный уход за автокондиционером

Кондиционер — это неотъемная часть любого автомобиля. С современными стандартами качества тяжело представить ситуацию, чтобы производители не включили данную опцию в авто. Мало того, у большинства машин наличие кондиционера не зависит от выбранной водителем комплектации.

Тем не менее этому устройству также нужно обслуживание. Чаще всего имеется в виду именно заправка автокондиционеров — дело в том, что количества хладагента, который циркулирует по трубкам, со временем становится меньше.

Это связано с рядом причин, основной из которых является естественная утечка. Всё из-за того, что блоки системы соединяются друг с другом посредством развальцовки.

Как результат ежегодная потеря фреона может достигать порядка 5 процентов.

В первые годы эксплуатации это не создаёт особых проблем. Но когда количество фреона в системе пересекает определённую границу — всё меняется. Кондиционер становится не способным обеспечить нормальную работу системы. Точнее, компрессор перестаёт охлаждаться должным образом. Из-за этого могут произойти серьёзные сбои.

Читайте также:  Пожелание водителю

Поначалу это не создает особых проблем, однако со временем фреона становится слишком мало, и он уже не может обеспечивать необходимый уровень охлаждения. Тогда климатическое оборудование перестает хорошо справляться с работой.

Происходит перегрев компрессора, а потом его клинит. В таком случае нужно обращаться в компанию prof-autoclimate.com.ua, здесь работают опытные специалисты, которые не только проведут дозаправку, но и при необходимости определят течь.

К сожалению, такое тоже не редкость.

Езда по нашим дорогам закономерно приводит к повреждению трубопровода и утечке. Тем не менее существует простой и надёжный способ определить, где именно течь. Всё что для этого понадобится — флуоресцентная краска.

Совет

Если вы заметили сбои в работе своего кондиционера главное не затягивать с обращением в сервисный центр. Дело в том, что при наихудшем развитии ситуации устройство выйдет из строя, и его придётся менять полностью, что довольно затратно.

Особенно, с учётом того, что дозаправка стоит всего 400 гривен. О стоимости заклейки протечки даже вспоминать не хочется. Герметик отлично справляется с этой задачей, а стоит копейки. Даже замена трубок обходится дёшево.

Не в пример стоимости нового компрессора.

Как продлить срок эксплуатации кондиционера

Самый ответственный период — это зима. Кондиционер нужно включать хотя бы два-три раза в неделю на 10 минут. Причём при отрицательных температурах за окном процедуру необходимо совершать в гараже или другом тёплом помещении. Из-за длительного бездействия вал компрессора уплотняется. Прокладки не омываются маслом и вскоре хладагент начинает вытекать.

Когда вам приходится долго стоять на стоянке в летний жаркий день — температура внутри салона поднимается до фантастической отметки. Чтобы снизить нагрузку на кондиционер для начала откройте двери и выпустите горячий воздух.

Затем поверните ключ в замке зажигания и запустите кондиционер на полную мощность. При этом для здоровья человека лучше всего на некоторое время отдалиться от авто. Также не забудьте активировать рециркуляцию. Кстати, рекомендуемая разница температуры между салоном и улицей составляет порядка 7 градусов.

В противном случае возможно неблагоприятное воздействие на организм человека.

Последний, но не менее маловажный пункт — мойка. В её процессе нужно также промывать и продувать конденсатор. Также нужно смывать грязь и соль, если моете автомобиль зимой. Напор воды не должен быть сильнее 3-4 атмосфер.

Источник: https://cikavosti.com/pravilnyiy-uhod-za-avtokonditsionerom/

Опубликовано 14.08.2013, автор moly shop

Система кондиционирования воздуха в автомобиле, оборудованном климат-контролем, или без него, нуждается в регулярном обслуживании. Известно, что любое устройство, функционирующее постоянно, долговечнее, чем имеющее периоды простоя.

Использование кондиционера напрямую зависит от сезона. Соблюдение правил его эксплуатации и своевременное обслуживание помогут продлить срок службы кондиционера.

Почему необходим уход

Во время простоя системы смазка длительное время не поступает на манжету вала компрессора, что позднее приводит к её высыханию, зацеплению к валу и разрушению при вращении вала. Как следствие, масло уходит из компрессора, происходит утечка хладагента.

Не случайно автопроизводитель рекомендует в инструкции по эксплуатации раз в месяц пользоваться кондиционером даже в зимний период. Компрессионное масло равномерно распределится в устройстве, смажет манжету.

Обратите внимание

С течением времени пыль, грязь и бактерии осаждаются на корпус испарителя, понижая степень его теплоотдачи.

Эффективность охлаждения воздуха в салоне падает, в итоге, если поверхность корпуса вовремя не прочистить, компрессор выходит из строя. В дренажной трубке испарителя со временем могут появиться пробки, затрудняющие отток конденсата из испарителя в поддон, кондиционер теряет способность поддерживать нормальную влажность воздуха в салоне.

Использование кондиционера в летний период. Чем чистить.

При использовании кондиционера в летний период многим известна проблема появления неприятного запаха, резкость которого со временем возрастает. Происходит такое вследствие того же загрязнения конденсатора.

Скопление пыли на его поверхности при постоянном увлажнении вследствие перепада температур приводит к бурному развитию микроорганизмов, продуцирующих запах в процессе жизнедеятельности.

Не допустить появление запаха легче, чем избавиться.

Для этого испаритель ежегодно обрабатывается специальными освежающими или очищающими составами, самостоятельно или при помощи специалистов.

Постоянная эксплуатация кондиционера. Загрязнение хладагента

Постоянная эксплуатация кондиционера приводит к появлению в хладагенте сора, состоящего из продуктов естественного износа трущихся деталей и элементов, из смываемого компрессионного масла.

Загрязнение хладагента может стать причиной выхода из строя компрессора, поэтому при его замене, учитывая такую возможность, систему следует промыть и заменить в ней рабочие жидкости.

Используйте один из лучших продуктов на рынке от Liqui Moly очиститель кондиционера.

Промываются испаритель, конденсатор, трубки и шланги. Сам компрессор промывать запрещается, иначе поломка неизбежна.

Как выявить неисправности самостоятельно

Неисправности кондиционера можно выявить самостоятельно или при помощи специалистов без вмешательства в его работу.

Диагностика проводится инструментально при помощи специальных приборов, визуально по наличию утечек в доступных для наблюдения местах во время кондиционирования при работающем двигателе, а также по изменению эффективности охлаждения и осушения воздуха.

Установить состояние функциональности таким способом получается не всегда. Для своевременного выявления неисправностей желательно ежегодное проведение  полной проверки работоспособности кондиционера. Проверка довольно трудоёмка, требует специальных умений, поэтому лучше поручить её сделать специалистам.

Важно

Из системы при этом сливается весь хладагент, после чего диагностируется наличие утечек. Устранив их, производят вакуумирование, то есть удаление воздуха и влаги, после чего систему заправляют в нужном объёме компрессионным маслом и хладагентом.

Соблюдение простых правил эксплуатации кондиционера и регулярная диагностика системы на наличие неисправностей позволят своевременно устранять их и пользоваться в жаркую погоду залуженным комфортом. Лучше своевременно выявить и ликвидировать утечку, чем дождаться выхода из строя дорогостоящего компрессора.

Источник: https://www.moly-shop.ru/blog/avtokonditsionera-uhod

Авто кондиционер. Принцип работы и обслуживание

Автомобильный кондиционер требует постоянного ухода и обслуживания. Поговорим про устройство автомобильного кондиционера, как работает и его возможные признаки неисправности.

Автомобильный кондиционер работает по принципу, что и обычный холодильник, хотя устроен немного по-другому.

Он представляет герметичную систему, заполненную фреоном и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур. Масло нужно для смазки компрессора и всей системы.

Несмотря на некоторые различия между авто кондиционерами разных производителей, их принципиальная схема одинакова. Рассмотрим самый распространенный вариант.

При нажатии на кнопку включения кондиционера срабатывает электромагнитная муфта, и стальной прижимной диск 3, издав характерный щелчок, примагничивается к шкиву 2. Шкив приводится в движение ремнем и, когда кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор 1. Он сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсор 4 (в народе его часто называют радиатором кондиционера, в чем есть доля истины, так как в конденсоре сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается.
В этом ему помогает вентилятор 5, который включается на первую скорость одновременно с компрессором. Если автомобиль едет — еще лучше, конденсор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель 6. Здесь от него отфильтровываются продукты износа компрессора и прочая грязь.
Где-то в районе ресивера-осушителя, часто на нем самом, есть смотровой глазок 9. Через него можно визуально оценить, насколько система полна. К сожалению, он есть далеко не на всех автомобилях.
Очистившись в ресивере-осушителе, фреон течет в сторону салона автомобиля, чтобы выполнить свое основную работу. Кульминация наступает, когда жидкий фреон проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ) 10. ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. Регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, нагрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути ТРВ является автоматически регулирующимся дросселем. Не вдаваясь в термодинамику, можно сравнить ТРВ с соплом аэрозольного баллончика.
Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается. Испаритель 12 — это тот же радиатор, только маленький. Ледяной фреон охлаждает испаритель, а вентилятор 13 сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. Круг замыкается.Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть же от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь ледяная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер, то в обратной магистрали давление не превышает одной — двух атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около пяти атмосфер.

За правильной работой системы следят несколько датчиков. Количество их варьируется. На ресивере-осушителе 6 стоит датчик 7 включения второй скорости вентилятора.

Когда охлаждение конденсора 4 недостаточно (стоите в пробке), давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в конденсоре перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор 5 на полную мощность.

Датчик 8 выключает компрессор, если давление в напорной магистрали достигает запредельных величин. Датчик 11 выключает компрессор, если температура испарителя становится слишком низкой.

Обслуживание автомобильного кондиционера

В автомобильном кондиционере механическому износу подвержен компрессор. Остальные элементы (кроме вентиляторов) неподвижны. Но чаще первым выходит из строя не он, а конденсор — теплообменник, установленный перед радиатором двигателя. Он находится под давлением (до 20 атм.) и постоянно испытывает воздействие летящей с дороги соли и грязи.

Коррозия, вибрация, механические напряжения приводят к образованию в нем микротрещин и утечке хладагента.

Продлить срок его службы и остальных деталей кондиционера, поможет поддержание подкапотного пространства в чистоте. Особенно тщательно нужно промывать конденсор от накопившихся соляных отложений весной.

Читайте также:  Покупать ли автомобиль или нет

Кроме того, загрязнение конденсора часто является единственной причиной плохой работы кондиционера.

В процессе мойки подкапотного пространства полезно проверить надежность механического крепления трубок — фреонопроводов. Если какая-либо трубка вибрирует, ее обязательно нужно закрепить.

Подготовка кондиционера к летнему сезону обычно не требуется. Можно порекомендовать проверить его работоспособность заранее, до наступления теплых дней, и при подозрении на недостаточную эффективность либо неисправность заехать в сервис на диагностику и заправку кондиционера.

Признаки неисправности автомобильного кондиционера

Признаками неисправности кондиционера являются шумы, которые появляются при его включении или в процессе работы. Так, если кондиционер шумит при работающем двигателе и не пропадает при его отключении, скорее всего, неисправен подшипник шкива.

С подобной поломкой лучше обратиться в авто сервис.
Однако ситуация еще серьезнее, если кондиционер начинает шуметь при включении и замолкать при отключении.

К сожалению, это означает необходимость замены компрессора, так как у старого появились люфты при перемещении деталей.

Серьезного ремонта можно избежать, если обратиться в мастерскую при первых признаках неисправности кондиционера. Исправить ситуацию можно, лишь проведя полную диагностику системы.

Источник: https://autoexpert.today/ustrojstvo-avto/avto-konditsioner-printsip-raboty-i-obsluzhivanie.html

Чистка конденсора и испарителя, обслуживание системы кондиционирования

Обслуживание автомобиля обходится недешево, особенно, если сервисные работы выполняются в автосервисе или на станции техобслуживания. Но многие операции можно выполнить самостоятельно, в частности, почистить кондиционер самому, не привлекая к работе профессионалов, сэкономив некоторую сумму.

Самостоятельную чистку произвести несложно, есть несколько различных способов выполнения такой процедуры. При этом в целом затрачивается не слишком много времени, а сам процесс не требует специальных навыков и высокой квалификации.

Чистка кондиционера

Климатической установкой сейчас оборудуется большинство современных автомобилей, она предназначена поддерживать заданную температуру в салоне, создавая комфорт. Любой кондиционер состоит из таких основных компонентов как:

  • компрессор, обеспечивающий сжимание и движение хладагента по контуру;
  • конденсор – основной радиатор охлаждения, находящийся спереди авто;
  • испаритель – салонный радиатор;
  • термовентиль, понижающий давление газа перед испарителем;
  • вентилятор, охлаждающий потоком воздуха конденсор;
  • соединительные трубки, обеспечивающие герметичность, не позволяющие фреону утекать из замкнутого контура;
  • ресивер-осушитель.

В течение эксплуатации транспортного средства на элементах климатической установки оседает пыль, частички грязи, соляные отложения, из-за этого нормальное функционирование системы нарушается, требуется очистка деталей. Но обслуживание производить нужно грамотно, необходимо знать, как правильно почистить кондиционер.

В этой статье мы рассмотрим, когда и как следует обслуживать систему кондиционирования авто – менять салонный фильтр, очищать испаритель и конденсор от грязи (мусора), следить за состоянием климатической установки в целом. Если обслуживание производить вовремя, «климатика» сможет долгое время функционировать без поломок, радовать своей бесперебойной работой.

Очистка радиатора охлаждения климатической установки (конденсора)

Радиатор охлаждения кондиционера – одна из самых уязвимых деталей в системе кондиционирования, на конденсор с дороги постоянно летит грязь и пыль, попадает влага, реагенты и соль. К тому же этот элемент «климатики» достаточно часто подвергается ударам, деформации при наезде автомобиля на препятствие. Основные признаки неисправного радиатора:

  • перегрев двигателя внутреннего сгорания;
  • снижение эффективности охлаждения воздуха в салоне;
  • самопроизвольное отключение системы кондиционирования.

Очищать конденсор от различного сора и отложений рекомендуется не реже одного раза в год, также чистку можно производить по мере загрязнения детали.

Разумеется, периодичность обслуживания зависит от того, как часто эксплуатируется автомобиль, по какому дорожному покрытию он ездит.

Совет

В условиях повышенной запыленности, при частых поездках по грунтовым дорогам радиатор забивается грязью гораздо быстрее, требует более частого обслуживания.

Самому почистить конденсор в целом несложно, особенно, если доступ к нему достаточно легкий, не требует дополнительного демонтажа деталей. Самостоятельная очистка радиатора почти всегда производится снаружи, без его снятия, так как при съеме приходится сначала стравливать хладагент, а после установки заправлять кондиционер фреоном. Чистка конденсора осуществляется несколькими способами:

  • сухой протиркой с помощью мягкой ветоши;
  • с использованием зубной щетки;
  • промывкой водой (если поливать из шланга, то нельзя подавать большой напор);
  • с применением специальных химических составов.

Необязательно пользоваться только одним каким-то методом, их можно, а в некоторых случаях даже и нужно комбинировать. Для чистки нельзя применять жесткие предметы, способные повредить алюминиевую поверхность, радиаторные трубки:

  • металлические щетки;
  • нож;
  • стальные скребки и прочее.

Настоятельно не рекомендуется промывать радиатор водой под большим давлением, в частности, использовать для промывки керхер, особенно, если нет большого опыта обращения с оборудованием.

Еще важно помнить, что если долго не обслуживать радиатор, отложившиеся на нем реагенты и соль могут «проесть» металл (алюминий), вследствие чего конденсор потеряет герметичность и выйдет из строя.

Паять алюминий очень сложно, поэтому чаще всего «худой» радиатор подлежит замене на новый элемент.

Замена салонного фильтра

Фильтрующий элемент в салоне предназначен для поддержания чистоты воздуха в автомобиле, препятствует появлению неприятных запахов, проникающих с дороги.

Так как салонный фильтр (СФ) практически всегда располагается в непосредственной близости от испарителя, он в некоторой степени защищает поверхность радиатора-испарителя от грязи, не позволяет накапливаться отложениям в больших количествах.

Фильтр представляет собой элемент из гофрированной бумаги с целлюлозными или синтетическими волокнами, нередко СФ бывают с угольной пропиткой, в основном имеет прямоугольную форму.

СФ необходимо менять с определенной периодичностью, регламент устанавливается производителем, он может быть разным в зависимости от конкретной модели авто. Фильтр несложно заменить своими руками, на таких автомобилях как Renault Duster или Logan он меняется через каждые 15 тысяч километров, на Hyundai Solaris – через 30 тыс. км пройденного пути. Признаки неисправного фильтрующего элемента:

  • слабый обдув печного отопителя;
  • появление неприятного запаха;
  • недостаточно эффективная работа кондиционера;
  • повышенная влажность в салоне машины.

В зависимости от конкретной модели авто салонный фильтр может устанавливаться в разных местах, прежде чем приступить к его замене, необходимо ознакомиться с инструкцией или найти нужную информацию в интернете.

Чистка испарителя кондиционера

Салонный радиатор кондиционера (СРК), иначе называемый испарителем, на легковых автомобилях в основном располагается рядом с печкой, со стороны переднего пассажира.

Этот компонент системы кондиционирования предназначен для охлаждения горячего или теплого воздуха до температуры 6-12 градусов Цельсия, во время охлаждающего процесса на его поверхности образуется конденсат.

Постепенно влага скапливается и стекает вниз, где расположен специальный поддон, затем она выводится наружу.

Так как испаритель во время работы постоянно влажный, пыль, попадающая в салон автомобиля, легко оседает на ребристой поверхности СРК. Если радиатор долгое время не чистится, он закоксовывается плотным слоем грязи, которая очень трудно удаляется.

Чистка испарителя – одна из самых сложных и неприятных процедур среди всех работ, связанных с обслуживанием кондиционера:

  • СРК находится в труднодоступном месте, к нему сложно подобраться;
  • чтобы эффективно очистить радиаторную поверхность с обеих сторон, нередко приходится демонтировать деталь;
  • снятие-установка испарителя – достаточно сложная процедура, которую лучше доверить профессионалам;
  • после монтажа радиатора требуются заправка кондиционера хладагентом, что усложняет процесс, приводит к дополнительным затратам.

Но если постоянно контролировать состояние СРК и регулярно проводить профилактику, почистить этот элемент самостоятельно не составит большого труда, особенно если использовать специальные химические средства.

Чистка испарителя кондиционера хлоргексидином

Чистка испарителя в основном производится, когда в салоне машины появляется неприятный «влажный» запах. Чаще всего он заметен летом в жаркую погоду, в момент выключения кондиционера, при этом вентиляция продолжает работать. Причиной нежелательного «аромата» являются бактерии, поэтому загрязненный воздух не только неприятен, но и отрицательно сказывается на здоровье человека.

Для очищения салонного радиатора кондиционера есть немало различных средств – «народных» и промышленных, но фабричная автохимия стоит достаточно дорого. Можно не тратить большие деньги на приобретение специального химического средства, есть очень доступный по цене и эффективный лекарственный препарат – хлоргексидин, он продается практически в любой аптеке.

Прежде чем приступить к очищению системы кондиционирования, необходимо запастись самим лекарственным препаратом (примерно 0,5 л) и пульверизатором для разбрызгивания, затем следует перелить хлоргексидин в емкость с распылителем. Дальше поступаем следующим образом:

  • открываем капот, снимаем пластиковую панель стеклоочистителя, таким образом, освобождаем доступ к системе забора воздуха кондиционера в салоне (со стороны переднего пассажира);
  • если салонный фильтр находится сверху (например, на автомобиле Renault Symbol), удаляем его;
  • запускаем двигатель, включаем кондиционер и вентилятор печки на полную мощность (высушиваем салонный радиатор);
  • затем половину содержимого емкости впрыскиваем сверху, стараясь попасть на испаритель;
  • оставшуюся жидкость распыляем в салоне, включив на блоке управления печкой внутреннюю циркуляцию воздуха, также направляя брызги раствора на СРК;
  • выжидаем 10-15 минут, примерно до тех пор, пока перестанет лететь пена и влага из воздухоотводов;
  • выключаем двигатель, очищаем салон и все наружные детали от остатков хлоргексидина;
  • устанавливаем новый СФ – даже если он находится внутри машины, его все равно следует поменять.

После такой обработки в машине полностью исчезает неприятный «дух», в салоне пахнет свежестью и чистотой. Удобнее всего производить обработку хлоргексидином весной с наступлением тепла, здесь следует учитывать, что лекарственный препарат эффективно действует при температуре свыше 20 градусов Цельсия.

Промышленные очистители кондиционера

Фабричные чистящие средства для системы кондиционирования выпускаются различными фирмами, наиболее известные бренды на рынке автохимии:

  • Liqui Moly;
  • Runway;
  • BBF;
  • Top House;
  • Sonax.

В зависимости от типа химического средства очистители и освежители имеют различные способы применения – могут распыляться в салоне, вводиться через воздуховоды с помощью специальной дренажной трубки, которая продается вместе с аэрозольным баллончиком.

Химический препарат Klima Fresh Plus от компании Ликви Моли достаточно удобен в применении, дает неплохой очищающий эффект. Используем это средство следующим образом:

  • сушим поверхности испарителя – запускаем двигатель, включаем печной отопитель на максимум, даем поработать печке 5-10 минут;
  • не заглушая двигателя, устанавливаем на кондиционере минимальную температуру, максимальные обороты вентилятора, поднимаем все стекла (салон должен быть максимально герметичным);
  • устанавливаем режим внутренней циркуляции воздуха;
  • встряхиваем баллончик Liqui Moly, закрепляем его в специальном отверстии упаковочной коробки;
  • устанавливаем флакон в месте размещения испарителя, как правило, «в ногах» переднего пассажира, желательно пол закрыть клеенкой или другим плотным материалом во избежание протекания жидкости на ковролиновый коврик;
  • нажимаем клапан, зафиксировав его в открытом положении;
  • средства начнет непрерывно распыляться, поэтому нужно сразу же выйти из салона и закрыть дверь;
  • через 10 минут распыление препарата должно закончиться, по истечении этого времени открываем все двери и багажник для проветривания;
  • еще раз просушиваем испаритель, все неприятные запахи, в том числе и от очистителя кондиционера, должны исчезнуть.

Читайте также:  Качественный бензин может стать существенно дороже

По такому же принципу очищается система кондиционирования с помощью препарата от компании Sonax, только флакон размещается уже не у пассажирского кресла, а в районе второго ряда сидений, и распыление длится 15 минут. При этом необходимо передние «сидушки» подвинуть до конца вперед и максимально сложить спинки.

Очистители Sonax и Liqui Moly не слишком токсичны, но могут вызвать раздражение слизистой оболочки при попадании в глаза. Зато эти составы не разъедают и не портят пластмассу, чего нельзя сказать о химических препаратах других фирм.

Уход за автомобильным кондиционером

Система кондиционирования требует не только периодической очистки, но и обслуживания, контролирования состояния всех ее частей. Чтобы срок службы кондиционера был максимально долгим, необходимо:

  • периодически проверять герметичность системы и надежность крепления соединительных трубок;
  • не допускать попадания масла и технических жидкостей на ремень компрессора;
  • если кондиционер долго не используется (например, зимой), его все равно необходимо включать хотя бы раз в месяц для поддержки рабочего состояния системы;
  • содержать подкапотное пространство в чистоте;
  • проверять натяжку приводного ремня, при необходимости производить регулировку натяжения.

Если по какой-либо причине в системе кондиционирования нет фреона, нельзя допускать, чтобы работал компрессор – при работе «на сухую» быстро износятся подшипники, и это устройство придет в негодность (может заклинить вал). И в целом без хладагента автомобиль эксплуатировать не стоит, может выйти из строя ресивер-осушитель, поломка приведет к внеплановому ремонту и дополнительным тратам.

Источник: https://avtobrands.ru/chistka-kondensora-i-isparitelya-obsluzhivanie-sistemy-konditsionirovaniya/

Автомобильный кондиционер: правильная эксплуатация

На сегодняшний день фактически ни один современный автомобиль не обходится без кондиционера. Переоценить его пользу в жаркий летний день довольно сложно. Благодаря кондиционеру воздух в салоне охлаждается, и вы можете наслаждаться комфортным вождением.

Принцип действия автомобильного кондиционера не отличается от принципа домашнего холодильника, но устроен он несколько иначе. Для охлаждения поступающего в салон воздуха используется физическое свойство жидкости поглощать тепло при испарении и отдавать его при конденсации.

Обратите внимание

Для реализации этого процесса создан замкнутый контур, состоящий из компрессора, конденсора (в простонародье радиатора кондиционера), ресивера-осушителя, дроссельного клапана, испарителя и магистралей высокого и низкого давления. Кроме того, в конструкции кондиционера используются датчики температуры и давления, система управления и исполнительные устройства.

Но об этом чуть позже, а сейчас я подробно опишу принцип работы автомобильного кондиционера.

В качестве хладагента (рабочего газа кондиционера) используется тэтрафторэтан, имеющий маркировку R134A и низкую температуру кипения (около -26°С). Он безопасен для здоровья человека и озонового слоя атмосферы. Его количество в системе сильно разнится в зависимости от модели автомобиля и производительности системы кондиционирования.

Компрессор кондиционера во время работы резко сжимает хладагент, обеспечивая сильный нагрев и его циркуляцию по системе. Наибольшее распространение на автомобилях получили аксиально-поршневые компрессоры. Привод компрессора осуществляется ременной передачей от коленчатого вала двигателя.

Для возможности включения и отключения компрессора предусмотрена муфта, в состав которой входит шкив, электромагнитная катушка и приводной диск. Когда компрессор выключен, ременной шкив вращается вхолостую. В момент включения кондиционера на катушку подается напряжение, в результате чего возникает электромагнитное поле.

Под действием поля диск входит в зацепление со шкивом, приводя в движение вал компрессора.

Итак, после прохождения через компрессор, сильно нагретый хладагент необходимо охладить и сконденсировать (превратить газ в жидкость). Для этого используется конденсор, куда направляется хладагент после компрессора.

Конденсор выполняется из алюминия для лучшей теплоотдачи. Установка конденсора осуществляется перед радиатором системы охлаждения двигателя.

Охлаждение конденсора производится потоком набегающего воздуха при движении автомобиля, а в случае, если этого недостаточно – вентилятором.

Для сглаживания пульсаций газа после компрессора, очищения от примесей и задержки влаги на конденсоре дополнительно устанавливается ресивер-осушитель. Он имеет смотровое окошко, через которое можно визуально оценить степень заполнение системы.

Терморегулирующий клапан конструктивно выполнен в виде дросселя с изменяемым сечением, позволяющим регулировать поток газа, проходящего через него. Благодаря этому температура испарителя, который следует за клапаном, поддерживается в заданных пределах.

Испаритель представляет собой тот же радиатор, но размером поменьше.

Важно

После терморегулирующего клапана в испарителе давление резко снижается, благодаря чему хладагент начинает кипеть, переходя из жидкого состояния в газообразное, при этом поглощая тепло из проходящего через испаритель уличного воздуха и охлаждая его. Кроме охлаждения воздух еще и осушается, потому как влага, содержащаяся в нем, конденсируется на холодном испарителе и отводится по дренажной трубке.

Компрессору и всей системе необходима смазка, для этого используется специальное масло для систем кондиционирования, которое не боится низких температур и растворяется в хладагенте.

Итак, работа системы кондиционирования циклична и состоит из следующих этапов:

  1. Сжатие и нагрев хладагента.
  2. Охлаждение хладагента и переход из газообразного состояния в жидкое.
  3. Расширение и испарение хладагента в испарителе с поглощением тепла.

После этих трех этапов хладагент снова попадает в компрессор и процесс повторяется.

Для правильного функционирования системы кондиционирования ей необходимо точное управление. В состав системы управления входят датчики температуры и давления, электронный блок управления и исполнительные устройства.

Датчики температуры устанавливаются на испарителе и конденсоре. При превышении допустимой температуры хладагента на выходе из конденсора регулируется работа вентилятора. С учетом показаний датчика температуры испарителя осуществляется работа терморегулирующего клапана.

В системе климат-контроля дополнительно присутствуют датчики температуры салона и наружного воздуха. При этом водитель только задает необходимую температуру, а система самостоятельно рассчитывает, насколько интенсивно необходимо охлаждать или нагревать салон.

Датчики давления установлены в напорной и обратной магистрали. При превышении определенного порога давления в напорной магистрали осуществляется отключение компрессора. При пониженном давлении во всей системе ЭБУ не даст добро на включение компрессора во избежание его повреждения, так как посчитает, что система не заполнена хладагентом и маслом.

Как правильно использовать кондиционер? Ни в коем случае нельзя сразу включать его на всю мощность с закрытыми окнами. Необходимо включить кондиционер, открыть окна, выйти из автомобиля и в течение 2-3 минут проветрить салон.

Все дело в том, что на влажном испарителе создается благоприятная среда для размножения болезнетворных бактерий. При включении кондиционера они попадают в воздух салона и ваши легкие.

Один мой знакомый после игнорирования этого правила пролежал в больнице 2 недели.

Совет

Второе правило заключается в правильном выборе режима работы кондиционера. Современные автомобили имеют мощные системы кондиционирования, которые могут охладить воздух в салоне до 10-15°С. Помните, что разница между температурами наружного и салонного воздуха не должна превышать 5-6°С.

Большая разница температур чревата простудными заболеваниями. Крайне обидно жарким летом попасть в больницу.
Необходимо помнить и о правильном обслуживании кондиционера. Оно заключается в своевременной замене салонного фильтра, контроле давления хладагента и плотности соединений.

Источник: https://autoburum.com/blog/425-avtomobilnyj-kondicioner-pravilnaja-ekspluatacija-i-uhod

Уход за кондиционером в автомобиле

Кондиционер для автомобиля представляет собой особую холодильную установку, помогающую обеспечивать надлежащий температурный режим в салоне автомобиля. Работает автомобильный кондиционер по такому же принципу, как и бытовой, хотя имеет некоторые особенности конструкции.

Герметичная система заполнена фреоном и особым холодильным маслом, которое имеет способность растворяться в жидком фреоне и выдерживать воздействие низких температур.

Присутствие масла обязательно, так как при его помощи осуществляется смазка не только компрессора, но и всей системы.

Для того, чтобы автомобильный кондиционер успешно справлялся с возложенными на него функциями, за ним необходимо осуществлять соответствующий регулярный уход. При своевременном уходе можно не только поддерживать эффективную работу данного устройства, но и выявлять неполадки и проблемы в работе, своевременно их устраняя, экономя средства на проведение серьёзного ремонта.

Техобслуживание автомобильных кондиционеров

Наибольшему износу за время работы подвергается именно компрессор автомобильного кондиционера, другие его составляющие, конденсатор, радиатор кондиционера и прочие ломаются гораздо реже.

Самостоятельно определить, какая деталь на данный момент вышла из строя,  довольно сложно, при отсутствии опыта и специальных знаний.

Если в работе автомобильного кондиционера наблюдаются неполадки, необходимо обратиться к специалистам, которые сталкиваются с ремонтом таких устройств, имеют запчасти для иномарок и богатый опыт диагностики.

Обратите внимание

Следует помнить, что неквалифицированное вмешательство в процесс работы, обслуживания кондиционера и его непрофессиональный ремонт могут иметь удручающие последствия.

А в том случае, если кондиционер находился на гарантии и был разобран для проведения ремонтных работ, гарантийному обслуживанию, согласно соответствующим условиям, он уже не подлежит.

Чтобы кондиционер в автомобиле работал как можно дольше, качественно кондиционируя воздух, нужно его регулярно очищать от скопившейся пыли и мыть. Осуществляя уход за кондиционером, следует придерживаться правил, которые были установлены производителем, а также разработанных ним рекомендаций.

Правила ухода за кондиционером

  • производить обслуживание кондиционера необходимо при отключенном состоянии;
  • для очистки кондиционера от пыли следует использовать мягкую ткань или салфетку;
  • мойку кондиционера нужно осуществлять с использованием соответствующих моющих средств и мягкой губки. Нельзя использовать для ухода за кондиционером чистящие средства, которые содержат абразивные частицы – можно серьёзно повредить корпус;
  • обязательно выполнять замену или очистку фильтров. Для замены использовать только те фильтры, которые рекомендованы производителями. При проведении очистки фильтров нужно действовать аккуратно, чтобы не повредить их;
  • в двигателе необходимо проверять уровень масла, в радиаторе – наличие охлаждающей жидкости;
  • необходимо также уделить внимание натяжению ремня приводов агрегата. 

При необходимости замены фреона или проведения других сложных видов работ обращаться следует в сервисный центр, в котором обслуживание автомобильного кондиционера будет осуществлено на надлежащем уровне.

Источник: http://xxl.ua/auto/13968.html

Оценка статьи: (нет голосов)
Загрузка…Поделиться с друзьями:Ссылка на основную публикацию Похожие публикации

Добавить комментарий

Нравится статья ! Поделись в соц. сетях !

Читайте также:

Добавить комментарий