Ситуация на рынке страхования осаго: тенденции и риски

Нравится статья ! Поделись в соц. сетях !

27.06.2019

Содержание страницы

Российский рынок страхования: прогноз до 2022 года

  • В 2018 году страховой рынок РФ прибавит 10,5%. В среднесрочной перспективе мы ожидаем ускорения темпов роста до 11–14% в год. Таким образом, по нашему прогнозу, рынок страхования будет опережать российскую экономику в целом, превосходя темпы роста ВВП на 4–8% (в 2017-м — на 1,7%).
  • В сегменте страхования жизни темпы роста страховых премий сократятся до 29%. После бума, который пришелся на 2016–2017 годы и сопровождался повышением премий в указанном сегменте более чем в 2,5 раза, АКРА ожидает существенного сокращения темпов их роста. При этом наш базовый сценарий предполагает сохранение интереса населения к инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ). Однако из-за того, что страховая премия, как правило, уплачивается в начале трех- или пятилетнего срока страхования, поддержание прежних темпов роста невозможно.
  • На фоне ожидаемого восстановления спроса на автомобили сегмент автокаско в 2018 году может вернуться к росту.  Динамика сегмента во многом определяется тенденцией падения средней страховой премии, начавшейся в 2015 году. Мы полагаем, что в 2018-м средняя страховая премия перестанет снижаться. Увеличение количества проданных полисов, в свою очередь, позволит автострахованию (впервые с 2014 года) перейти к росту.
  • Реформа ОСАГО и реформа системы обязательного медицинского страхования (ОМС) могут существенно повлиять на объемы премий в этих сегментах. Наш прогноз сформирован на основе текущих тенденций без учета упомянутых реформ, структуры которых на сегодняшний момент не определены. Ранее 2019 года изменений в любом случае не ожидается.
  • Ожидаемый рост страхового рынка оказывает позитивное влияние на оценку кредитных профилей страховщиков, хотя в отдельных сегментах не исключается реализация накопившихся рисков, способных подорвать позитивную динамику.

Сегмент страхования жизни, остававшийся на периферии внимания страхового рынка, за последние два года совершил качественный скачок. Сегодня он в центре внимания компаний, регулятора и СМИ. Еще несколько лет назад казалось невероятным, что в обозримой перспективе доля премий по страхованию жизни в РФ может приблизиться к 50%. По нашему базовому прогнозу, уже в 2022 году упомянутый показатель составит 45% от общего объема страховых премий.

Рисунок 2. Доля страхования жизни в совокупной премии продолжит стабильно расти

Подробнее о рисках, связанных с инвестиционным страхованием жизни, —
в исследовании АКРА «Риски в ОСАГО и в инвестиционном страховании угрожают стабильности роста» от 30 марта 2017 года.

Это стало возможным благодаря быстрому развитию инвестиционного страхования жизни — продукта, получившего популярность в условиях снижения процентных ставок и низкого спроса банков на депозиты. С нашей точки зрения, появление и очевидный успех ИСЖ говорят о постепенном увеличении горизонта инвестиционного планирования населения.

Договоры инвестиционного страхования жизни, как правило, заключаются на срок от трех до пяти лет. Существуют программы страхования, ориентированные и на более длительные сроки.

Обратите внимание

Таким образом, по крайней мере часть сбережений населения перераспределяется от годовых депозитов в пользу более сложных и долгосрочных инвестиционных продуктов.

Более того, страховщики и банки, которым, по-видимому, удалось создать наиболее доступную для клиентов инфраструктуру продажи и сопровождения продуктов, успешно конкурируют с ПИФами и брокерами.

Несмотря на то что АКРА продолжает указывать на существенные риски, связанные с развитием инвестиционного страхования жизни, в нашем базовом сценарии мы предполагаем, что в среднесрочной перспективе ИСЖ сохранит свою популярность. При этом темпы роста страховых премий должны снизиться: эффект низкой базы будет исчерпан, а период, отмеченный экспоненциальным ростом клиентской базы, завершится.

В сегменте страхования жизни будет расти не только ИСЖ. Кредитное страхование и классическое накопительное страхование жизни (НСЖ) также будут на подъеме. Мы считаем, что позитивное влияние на НСЖ может оказать интерес к инвестиционному страхованию жизни.

Мы также предполагаем, что часть клиентов, рассматривающих длительные сроки инвестирования, могут предпочесть покупку полисов накопительного страхования как альтернативу ИСЖ.

Увеличение объемов кредитования населения, которое, по нашим прогнозам, продолжится на протяжении ближайших пяти лет, станет основным драйвером роста кредитного страхования жизни.

Автострахование начнет расти

Снижение в сегменте автокаско, продолжавшееся с 2015 по 2017 год, в 2018-м может прекратиться. В пользу такого сценария свидетельствует восстановление продаж новых автомобилей. При этом мы полагаем, что сокращение средней премии, помешавшее росту сегмента в 2017-м, замедлится.

Рисунок 3. В 2018 году ключевые показатели сегмента автокаско начнут демонстрировать рост

АКРА ожидает, что в 2018 году продажи новых автомобилей увеличатся на 13% (по итогам 2017-го они выросли на 11,9%). В дальнейшем повышательная тенденция сохранится, хотя темпы роста продаж будут снижаться. Это приведет к увеличению количества заключенных договоров.

С другой стороны, мы полагаем, что наблюдаемая с 2013 года тенденция снижения средней страховой премии пойдет на убыль. Немалую роль в этом процессе сыграет распространение страхования с франшизой, при котором убытки ниже определенной границы оплачиваются самим страхователем.

Данный продукт популярен среди населения, так как позволяет снизить расходы на страхование. Страхователю также может быть более выгодно самостоятельно оплатить мелкий ущерб без оформления убытка по правилам страховой компании.

Важно

С учетом того, что данный продукт представлен на рынке довольно давно, мы полагаем, что страхователи, оценившие его преимущества, уже сделали выбор в пользу страхования с франшизой. В связи с этим существенный рост доли продуктов с франшизой маловероятен.

Еще одним фактором выступает стабилизация доходов населения: доходы стабилизируются — мотивация к дополнительной экономии затрат на страхование снижается. Принимая во внимание перечисленные факторы, мы прогнозируем незначительное снижение средней премии в 2018 году по сравнению с 2017-м и ее дальнейший рост.

Реформы ОСАГО должны быть проведены в ближайшее время

Сегмент ОСАГО переживает кризис: убытки страховщиков растут, они стремятся ограничить свою долю в этом сегменте, доступность страхования снижается.

Рисунок 4. Снижение доли застрахованных автомобилей свидетельствует о кризисе в сегменте ОСАГО

В своем исследовании 2016 года АКРА указало на проблемы сегмента и отмечало необходимость принятия мер для стабилизации ситуации.

Определенные надежды возлагались на натуральное возмещение убытков, систему «Единый агент» и обязательную продажу электронных полисов. Сегодня мы видим: принятые меры не привели к желаемому результату.

Натуральное возмещение не способствовало снижению убыточности, а действие системы «Единый агент» негативно отразилось в первую очередь на небольших региональных компаниях: им пришлось покрывать убытки в далеких от них регионах или формировать там дорогостоящую инфраструктуру самостоятельных продаж. Если такие компании будут вынуждены отказаться от лицензий ОСАГО, в регионах их основного присутствия этот обязательный вид страхования может стать менее доступным.

Поскольку ситуация не стабилизируется, мы ожидаем принятия более радикальных мер. К сожалению, пока не выработана четкая концепция реформы, которая позволила бы решить накопившиеся проблемы.

Страховые компании заинтересованы в либерализации тарифов, однако пока непонятно, каким образом либерализация поможет бороться с мошенничеством и со злоупотреблением правом — явлениями, которые способствуют росту убыточности.

Другой крайней мерой представляется полная централизация ОСАГО в государственной или подконтрольной Центральному банку компании. Такая централизация может значительно ограничить условия свободного развития рынка и, скорее всего, снизит общую эффективность отрасли.

Так как пока неясно, какой будет реформа ОСАГО, мы закладываем в нашу модель прогноза текущую конфигурацию сегмента и наблюдаемые в настоящий момент тенденции.

Снижение тарифов приведет к стагнации в сегменте страхования имущества предприятий

В среднесрочной перспективе АКРА не видит существенных факторов, способных ускорить темпы роста в сегменте страхования имущества юридических лиц. На протяжении последних лет динамика сегмента отстает от среднерыночной. Причина — постепенное снижение тарифов. При этом страховые суммы растут более высокими темпами, чем экономика.

Мы полагаем, что снижение тарифов обусловлено высокой прибыльностью этого сегмента страхового рынка, а также достаточно мягкими условиями на международном перестраховочном рынке. Сохранение текущих тенденций роста страховых сумм и снижения тарифов приведет к стабилизации страховых премий в упомянутом сегменте на уровне примерно 100 млрд руб.

в год.

Рисунок 5. Снижение тарифа ограничивает рост премий по страхованию имущества предприятий

Если система обязательного медицинского страхования (ОМС) будет реформирована, дополнительный импульс к росту может получить сегмент добровольного медицинского страхования (ДМС).

Однако в связи с отсутствием информации о сроках и структуре реформы ОМС прогнозировать ее последствия для страхового рынка в настоящее время невозможно.

В связи с этим базовый прогноз АКРА предполагает медленный рост сегмента с учетом текущих тенденций.

Совет

Страхование от несчастных случаев продолжает расти быстрыми темпами. Положительная динамика связана в основном с увеличением объемов кредитования населения. АКРА полагает, что в будущем указанная тенденция сохранится и к 2022 году совокупная страховая премия превысит 200 млрд руб.

Высокие темпы роста также демонстрирует сегмент страхования имущества физических лиц. Дополнительным стимулом может стать принятие закона о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций.

Российский рынок страхования сохраняет высокий потенциал роста

Уровень проникновения страхования — отношение страховой премии к ВВП за аналогичный период.

Российский страховой рынок в несколько раз отстает от рынков страхования большинства зарубежных стран как по уровню проникновения страховых услуг, так и по объемам страховой премии в расчете на душу населения.

Рисунок 6. По уровню проникновения страховых услуг Россия отстает от зарубежных стран в несколько раз

Особенно ощутимо отставание в сегменте life (страхование жизни). По итогам 2017 года уровень проникновения страхования жизни в России составляет 0,4%, тогда как в среднем для развивающихся стран (кроме России) этот показатель равен 1,8%, в среднем по миру — 3,5%. В связи с этим опережающее развитие страхования жизни на рынке РФ представляется достаточно ожидаемым.

В сегменте non-life (страхование иное, чем страхование жизни) отставание менее заметно, но столь же значительно. По итогам 2017 года отношение страховой премии к ВВП составило около 1%. Аналогичный показатель для развивающихся стран (кроме России) — 1,5%, в среднем по миру — 2,8%.

Сравнение вышеприведенных показателей позволяет оценить общий потенциал роста российского страхового рынка в 100–200% от текущего уровня.

В соответствии с утвержденной в 2013 году «Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» проникновение страхования в 2017 году ожидалось на уровне 2,6% (фактический показатель составил 1,4%), в 2020-м — на уровне 3,5%.

Базовый прогноз развития рынка, подготовленный АКРА с учетом текущих условий страховой отрасли, показывает, что к 2020-му уровень проникновения страхования в РФ может достичь 1,6–1,7%, что существенно ниже показателей, намеченных в Стратегии. Очевидно, что для реализации потенциала роста необходимо изменение условий развития отрасли.

Источник: acra-ratings

Источник: http://wolflinecapital.com/rossijskij-rynok-strahovaniya-prognoz-do-2022-goda/

Рынок страхования: что спасет ОСАГО, ждать ли новых мошенников и как получить страховку по смартфону

Участники рынка не верят, что откладываемая инициатива решит проблему с ОСАГО, и переходят на немоторные виды страхования

На бизнес-бранче «Реального времени» «Новые тенденции в страховании» представители страховых компаний в Татарстане обсудили, есть ли выход из углубившегося кризиса на рынке ОСАГО, как онлайн-продажа полисов открывает новые возможности, но одновременно и новые лазейки для мошенничества, и какие продукты будут являться локомотивами в этом году. Забегая вперед, следует сказать, что страховщики не видят в реализации инициативы натуральных выплат по ОСАГО решения проблемы и отмечают, что она сидит гораздо глубже. А пока, в ожидании лучших времен, компании стараются делать акцент на немоторных видах страхования.

На бизнес-бранче «Реального времени» обсудить новые тенденции в страховании собрались за одним столом представители страховых компаний Татарстана, а также смежного бизнеса, работающего со страхованием.

Обратите внимание

Рассказывая о ситуации на рынке в целом, эксперты прокомментировали данные, опубликованные аналитической службой «Реального времени». Согласно им, в 2016 году в республике рост объема премий отставал от всероссийского показателя в процентном соотношении почти в 2 раза.

Директор СПАО «Ингосстрах» в РТ Игорь Волчков пояснил, что связано это, в первую очередь, со страхованием имущества юридическими лицами при реализации крупных инвестиционных проектов.

До этого высоких показателей добивались за счет страхования таких строящихся крупных промышленных предприятий, как завод «Аммоний» и предприятия нефтехимической отрасли. Судя по всему, тенденция по снижению продолжится и в этом году.

Кроме того, сказаться мог и уход многих автомобилистов на получение полисов ОСАГО в других регионах, где менее щепетильно относятся к их выдаче, зато активнее действуют автоюристы.

Делают страховщики ставку и на немоторные виды страхования. Азат Муртазин связывает это с кризисным временем

В целом, участники бизнес-бранча отмечают, что по части ОСАГО ситуация в лучшую сторону в этом году не изменится, но можно ждать роста по КАСКО. Делают страховщики ставку и на немоторные виды страхования.

Руководитель «Каско-сервиса» Азат Муртазин связывает это с кризисным временем и проводит аналогию с кризисом 2009 года, который показал рост осознанных страхователей.

Среди других тенденций — консолидация бизнеса, возможный уход с рынка некоторых игроков.

Удастся ли спасти ОСАГО?

Один из основных вопросов касался рынка ОСАГО. Сейчас многие страховщики отказываются от предоставления данной услуги, так как она просто невыгодна. К примеру, в «Росгосстрахе» в РТ за 2016 год объем премий по ОСАГО составил 1,2 млрд рублей, при этом выплаты составили 2 млрд рублей, то есть компания выплатила на 800 млн больше, чем собрала.

Решить проблему отчасти был призван закон о натуральных выплатах в ОСАГО, согласно которому выплата страховки по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины. Сам законопроект прошел 15 марта второе чтение в Госдуме, однако, по словам участников бранча, его реализация фактически снова перенесена — теперь на следующий год.

В случае с добросовестными автолюбителями, по мнению директора СПАО «Ингосстрах» в РТ Игоря Волчкова, натуральные выплаты облегчат им задачу.

— Ему не нужно думать, где искать, куда отправить, контролировать ремонт, самому общаться с СТО по поводу качества и сроков. С точки зрения возмещения это, по большому счету, аналог КАСКО. По КАСКО у нас практически нет судов — все довольны.

Читайте также:  Предписывающие знаки дорожного движения: картинки с пояснениями

Те же СТО будут все ремонтировать, машина гарантийная — ремонт у дилера, не гарантийная — ремонт на СТО, который имеет сертификат.

Тем более, насколько я понимаю, сейчас СТО, которые будут допущены, пройдут сертификацию у РСА, такая идея есть, — говорит спикер.

Важно

В случае с добросовестными автолюбителями, по мнению Игоря Волчкова, натуральные выплаты облегчат им задачу

На это гендиректор СТО «Автолига» Глеб Шубский заметил, что задавал вопрос про сертификацию на одном из московских форумов, но вразумительного ответа не получил. По его словам, у них сертификация, предусмотренная нынешним законодательством, есть, но, тем не менее, компания «по уши завязла в судах на предмет некачественного ремонта».

По словам директора филиала «Согласие» в Казани Иниля Габдулхакова, вопрос с убыточностью ОСАГО (особенно в отдельных регионах с высокой аварийностью, к которым относится и Татарстан) поднимался давно, но во многом по политическим мотивам решен так и не был.

Инициатива ввести натуральные выплаты стала попыткой устранить проблему, так должна была лишить поля деятельности автоюристов (не будет смысла судиться ради получения денег).

Хотя и в этом случае мнения разделились: если часть страховщиков уверена, что эта мера поможет, то другая часть в ее успешность не верит.

— Это как у доктора — пришел, голова болит. А он говорит: давай попробуем такую пилюлю. В виде пилюли — направление на ремонт, аналогия КАСКО. Мое мнение — от этого убыточность ОСАГО не уменьшится. Сегодня эти же машины в этих же сервисах ремонтируются. Мы просто платим деньгами клиентам, и они все равно идут ремонтировать, битыми же не ездят, — считает Иниль Габдулхаков.

Страховщик видит основную проблему именно в автоюристах. Аналогичное мнение выразила и руководитель «Зетта страхование» Нэлла Аксенова: «Мы не видим никаких действий со стороны органов государственной власти по минимизации деятельности автоюристов. Я считаю, что нужно на этом сфокусироваться — это основная зона риска для всех страховых компаний», — отметила эксперт.

Е-полисы ОСАГО — еще одно окно для мошенников

С 1 января 2017 года во всех регионах стартовали электронные продажи полисов. Нововведение, с одной стороны, позволяет упростить жизнь самим автомобилистам и ускорить оформление. С другой стороны, потенциально может разгрузить офисы страховых, а значит, и уменьшить их издержки.

Однако это решение несет и несколько неприятных для страховщиков нюансов. Так, если раньше у страховых компаний было множество формальных способов уйти от нежелательного страхования автомобиля (например, когда страховщик видел высокие риски, он мог сослаться на то, что в отделении закончились бланки), то теперь с этим все стало намного строже.

Директор филиала «Согласие» в Казани Иниль Габдулхаков рассказал о случае, когда на последнем этапе система не смогла идентифицировать телефон клиента и он не сумел получить полис ОСАГО онлайн, после чего написал на компанию заявление в антимонопольную службу.

Совет

Она, в свою очередь, на этом основании вынесла решение о том, что они организованно отказывают в оформлении полисов ОСАГО.

Еще один нюанс внедрения электронных продаж полисов ОСАГО связан с потенциальным ростом фактов мошенничества.

Дело в том, что данные, вводимые в электронную систему, никем не проверяются, а фальсификация данных открывает возможность получения страховки, например, дешевле.

По схожей причине в прошлом году остановили эксперимент СК «Итиль Армеец» по продаже полисов через терминал. Над способами борьбы с подобным мошенничеством страховщики сейчас работают.

Тем не менее, директор филиала «Росгосстрах» Альберт Ишбулатов рассказал, что в их компании количество проданных через интернет полисов ОСАГО возрастает.

По словам Альберта Ишбулатова, страхование жизни при всем его потенциале сложное, но пока достаточно свободное направление

Отметили участники бизнес-бранча, что их компании внедряют и другие продукты онлайн.

Обратите внимание

Помимо онлайн-консультантов, удаленного контактирования, диджитализации ОСАГО, к примеру, «Росгосстрах» запустил свое приложение для смартфонов, через которое можно купить электронный полис ОСАГО и КАСКО, застраховаться при выезде за рубеж и онлайн заявить об убытке, прислав в компанию фотографию пострадавшего автомобиля.

В СГ «Ак Барс» также разрабатывают приложение, правда, предназначается оно для самого страхового клиента. Практически все компании создали на своих интернет-ресурсах возможность продления страховок и оформления полисов по некоторым услугам.

Добровольное медицинское страхование стали совмещать с обязательным

Помимо моторных видов страхования интерес растет к страхованию жизни и имущества. По словам Альберта Ишбулатова, страхование жизни при всем его потенциале сложное, но пока достаточно свободное направление, которое они развивают. Согласны с коллегой и другие страховщики.

Что касается компаний по медицинскому страхованию, начальник управления по работе с клиентами ООО «СМО «Спасение» Сергей Оленев рассказал, что наблюдается сокращение по добровольному медицинскому страхованию многих предприятий, которые за счет обязательного медицинского страхования пытаются уменьшить затраты на своих работников. Одним из драйверов рынка он называет совмещение ДМС с ОМС.

В продолжение темы директор филиала ООО СК «ВТБ Страхование» в Казани Марат Сафин рассказал, что их компания активно развивает медицинское направление и первыми представленными продуктами у них были в части онкострахования и страхования от таких критических заболеваний, как инфаркты, инсульты. С прошлого года они также предлагают продукты, совмещающие ДМС и ОМС.

МероприятияБизнес-бранчи

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/59330-eksperty-strahvogo-rynka-o-tendenciyah-i-problemah-2017

Чем обернулось «натуральное ОСАГО»

МОСКВА, 8 авг — РИА Новости, Наталья Дембинская. Последние несколько лет страховщики активно добиваются либерализации тарифов ОСАГО — по сути это переход к свободному тарифообразованию, который должен позволить им снизить колоссальную убыточность в этом секторе.

В многострадальный закон об ОСАГО едва ли не каждый месяц вносят какие-то поправки.Защитить автовладельцев вызвался Минфин. Он предложил запретить страховщикам устанавливать повышающие стоимость полиса коэффициенты, разрешить продавать полисы с лимитами до 1-2 млн рублей, и продавать ОСАГО cроком на три года.

Эксперты указывают: предлагаемые нововведения говорят лишь о том, что отрасль находится в системном кризисе, водители по-прежнему будут переплачивать, а страховщики быстрее уйдут с рынка, чем снизят стоимость полиса.

О том, что происходит с рынком ОСАГО, и можно ли вывести его из порочного круга — в материале РИА Новости.

Чем обернулось «натуральное ОСАГО»

В конце апреля в России вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, устанавливающие приоритет натурального возмещения перед денежной компенсацией при наступлении страхового случая.

Это стало одним из ключевых изменений, за которое ратовали страховщики.

Игроки объясняли: такой подход позволит им охладить пыл нечистых на руку автоюристов, выкупающих у водителей права требования по ОСАГО, и выбивающих со страховых внушительные суммы.

Защитники прав автовладельцев сразу же заявили, что для владельцев ОСАГО такая инициатива сомнительна: стремление заинтересованных сторон к экономии грозит им низким качеством ремонта и запчастями с разборок.

Споры о «натуралке» не утихают до сих пор, но не прошло и трех месяцев, как выяснилось: переход на натуральное возмещение начал работать против страховых компаний, лишь повысив убыточность ОСАГО.

Важно

Если в прошлом году, рынок потерял на обязательной «автогражданке» 60 млрд рублей, то в этом году убытки будут еще больше, констатировали крупнейшие игроки.

Почему закон, на который отрасль возлагала огромные надежды не оправдал ожиданий и принес новые потери?

Забыли про износ

Прямое урегулирование — это правильный шаг в сторону клиентоориентированности: где купил полис, там и отремонтировал, указывают эксперты. Но здесь есть нюанс — по правилам, выплаты между страховщиками осуществляются с учетом износа, а натуральная форма возмещения износа не предполагает. На практике это получается так:

Вася въехал в Алену. Алена застрахована в Ингосстрахе, а Вася — в Росгосстрахе. Чтобы получить возмещение Алена обращается по прямому урегулированию в свою компанию — Ингосстрах.

По нормам РСА Ингосстрах ремонтирует Алене машину без учета износа (то есть, как новую), а страховая компания ответчика — Росгосстрах компенсирует Ингосстраху расходы с учетом износа автомобиля Алены.

В итоге Ингосстрах теряет деньги.

Печальные итоги

Таким образом, система в ее нынешнем виде сама мотивирует страховщиков уходить от натуральной формы возмещения, за которую они сами вроде бы и ратовали.

«Крупные страховщики саботируют «натуралку», и выбирают выплаты деньгами. По сути ничего не изменилось, система не работает, мошенники продолжают мошенничать, а автоюристы — работать на свой карман», — констатирует Максим Ханжин, президент Ассоциации по защите прав автострахователей.

В условиях, когда страховщики уходят с рынка, растут убытки и средний чек по ОСАГО, страховые компании просто не могут взять и опустить цены, указывает Ханжин.

Готовый иностранный опыт

Одной из главных ошибок наблюдатели считают передачу натуральной формы возмещения страховым компаниям — чтобы те определяли сервис, куда направляют автовладельца. Дело в том, что страховщики оказывают ценовое давление на сервисы, и чем крупнее компания, тем оно выше:

«Они говорят авторемонтникам: если хотите получить объем, то — минус 30% от единой методики расчета (cтоимости ремонта). В результате качество ремонта страдает, автовладельцы недовольны, сервисы и разоряются. Довольны только страховщики», — поясняет Ханжин.

Гораздо эффективней, по его словам, было бы рассмотреть иностранный опыт: снять ответственность по ремонту со страховщиков, и передать ее саморегулируемым организациям (СРО), куда вошли бы заинтересованные сервисы, отвечающие требованиям Минтранса и ЦБ.

При таком подходе компенсационный фонд будет у СРО, а страховщики не смогут оказывать давление на сервис.

«Только тогда все будут довольны, и можно проводить либерализацию рынка. Сейчас же пока — нужно дисциплинировать страховщиков и ужесточить над ними контроль», — считает Ханжин.

Оформление полисов ОСАГО и КАСКО у здания Управления ГИБДД МВД

Спорные предложения

Наблюдатели неохотно комментируют новые предложения Минфина в части ОСАГО, и расходятся в оценках того, каким будет эффект от нововведений. Разногласия, например, вызывает подход, который позволяет покупать различный объем ответственности.

«Очевидно, если вы живете в поселке городского типа, где преимущественно отечественные автомобили — 400-х тысяч хватит за глаза, а если в столице, где вокруг дорогие машины, то это смешная сумма», — отмечает Игорь Пушкарь, руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования. По его мнению, приобретать полисы на срок больше года — тоже неплохая идея.

В РСА же опасаются: продажа «улучшенных» полисов с лимитами 1-2 млн рублей вызовет новую волну мошенничеств.

«Черные» автоюристы» смогут покупать полис себе на 2 млн хоть каждый год, и страховщик не сможет отказать. А платить мошенник будет всего в три раза больше, чем честный водитель», — соглашается Михаил Анохин, исполнительный директор «Лаборатории умного вождения». Он указывает и на то, что, например, трехлетний полис ОСАГО может подстегнуть недобросовестных игроков — они будут собирать страховую премию за несколько лет, а потом пропадать.

Лоскутное одеяло

Совет

Закон об ОСАГО наблюдатели сравнивают с лоскутным одеялом: возникла какая-то проблема — тут же вносятся изменения в закон, экономически плохо просчитанные. А позже выясняется, что, то уже узаконили, не решает проблему — возникает следующая проблема, и так шаг за шагом.

Пушкарь выделяет несколько причин, по которым на рынке ОСАГО воцарился хаос. Во-первых, изначально на него были допущены любые компании, порог входа был минимален, а получить лицензию было очень легко.

«В результате очень много мелких компаний собрали деньги, и ушли с рынка, оставив эти долги Российскому союзу автостраховщиков. Все эти компенсационные выплаты серьезно ударили по РСА», — отмечает эксперт.

Проблемой стало и отсутствие диалога между страховым сообществом и организациями, которые представляют интересы автовладельцев.

Наконец, в отрасли нет единого регулятора. Сначала это был Департамент страхового надзора при Минфине, потом Федеральная служба по ценным бумагам, а сейчас ЦБ.

Не успеет один регулятор вникнуть в практику и суть закона, происходит какая-то административная реформа, полномочия по регулированию страховой отрасли уже передаются другому регулятору, и так далее.

Такой пинг-понг, в итоге, приводит к отсутствию единого взгляда на отрасль.

Заказ-наряд на обслуживание автомобиля

Источник: https://news.rambler.ru/articles/37580595-chem-obernulos-naturalnoe-osago/

тенденции рынка страхования

    Доля россиян, готовых подать в суд на банки, остается стабильной, готовность судиться со страховщиками снижается

    Города с наибольшей напряженностью на финансовом рынке – это Мурманск, Омск, Иркутск, Владикавказ, Орел, Кемерово, Хабаровск, Барнаул, Волгоград, Ульяновск, Саранск, Тольятти, Магнитогорск.

    Китай: рост экономики замедляется

    В 4 квартале 2018 года ВВП Китая вырос на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – это самый низкий квартальный показатель роста за 10 лет. В годовом выражении темп экономического роста Поднебесной замедлился с +6,7% в 2017 до +6,6% в 2018 – ниже прирост ВВП был только в далеком 1990-м году.

    Корней Биждов, Президент НСА: число судебных споров по агрострахованию за последние два года сократилось в 20 раз

    В 2017 и 2018 годах в России произошло резкое сокращение количества судебных споров по сельскохозяйственному страхованию – более чем в 20 раз по сравнению с 2016 годом. Это следует из анализа Национального союза агростраховщиков, проведенного на основе собственной информации и официальных данных арбитражных судов РФ.

    «Ингосстрах» появится в «Справочнике врача»

    Обратите внимание

    Компания «Медицинские Информационные Решения» (МИР), – создатель бесплатного приложения для поддержки ежедневных врачебных решений «Справочник врача» – и «Ингосстрах» заключили соглашение об активном сотрудничестве по развитию страхования профессиональной ответственности врачей.

    Страховой рынок меняется довольно стремительно: израильская компания Madanes, специализирующаяся на медицинском страховании, об итогах 2018 года

    Текущий год был весьма динамичным для рынка медицинского страхования — Елена Солопова, генеральный директор Madanes в России, рассказала об итогах компании за 2018 год и выделила несколько тенденций, которые наиболее ярко продемонстрируют изменения, произошедшие за этот период.

    РОСГОССТРАХ развивает программы страховой защиты символа 2019 года

    РОСГОССТРАХ готов застраховать риски аграриев, занимающихся разведением свиней, которые, согласно восточному календарю, будут символом 2019 года.

    По словам руководителя Департамента сельскохозяйственного страхования РОСГОССТРАХа Вадима Константиновича, в новом «символическом» году ожидается насыщение российского рынка свининой отечественного производства, а эксперты отмечают, что пороговые показатели по импортозамещению свинины в нашей стране уже пройдены.

    В III квартале 2018 года отношение страховой премии к ВВП составило 1,34% и не изменилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

    Итоги 3 квартала 2018 года показали, что страховой рынок развивается в одном темпе с остальной экономикой России.

    Общий сбор страховой премии вырос в 3 квартале на 14,4%, а номинальный ВВП страны – на 12,8%. Отношение страховой премии (без ОМС) к ВВП составило по итогам квартала 1,34% — эта цифра практически не изменилась по сравнению с 3 кварталом 2017 года (1,32%).

    Комиссии в ОСАГО сокращаются, что показывает готовность рынка к либерализации тарифа – РСА

    Сборы страховой премии по ОСАГО за 9 месяцев 2018 года показали стагнацию, снизившись на 0,2% до 165,077 млрд руб.

    , при этом комиссии посредников за продажу полисов снижаются. Об этом свидетельствует статистика Банка России, опубликованная на сайте регулятора.

    По словам президента РСА Игоря Юргенса, снижение комиссий — позитивный тренд, который становится еще одним свидетельством «здоровья» рынка и его готовности к либерализации тарифа.

    НСА: за 9 месяцев 2018 г. рынок агрострахования составил 2,7 млрд. рублей

    По итогам 9 месяцев 2018 г. объем рынка страхования сельскохозяйственных рисков составил 2,7 млрд. рублей. Из них 1,4 млрд.

    рублей премии начислено по договорам страхования, заключенным на условиях господдержки, 1,3 млрд. рублей – по несубсидируемым договорам.

    Такие данные следуют из анализа данных Национального союза страховщиков и Банка России, опубликованных по итогам трех кварталов.

    Итоги IX Международной конференции страховых брокеров

    5 декабря 2018 г. в Москве прошла IХ Международная Конференция страховых брокеров на тему «Пути развития и совершенствования», собравшая более ста участников.

    Важно

    Исследование: цена ОСАГО может значительно снизиться для мотоциклистов и автомобилей юрлиц

    Финансовый Университет РФ провел исследование рынка ОСАГО и выяснил, что текущие тарифы в «автогражданке» несбалансированы, необходимый тариф в значительной части регионов сейчас выходит за пределы тарифного коридора, а автомобилисты 60% субъектов находятся выше верхней границы, что заставляет страховщиков перенаправлять риски с недобросовестных автомобилистов на хороших водителей. Исправить ситуацию поможет расширение тарифного коридора и изменение расчета коэффициентов «возраст-стаж» и «бонус-малус», а также отказ от территориального коэффициента и коэффициента мощности.

    Триллионы долларов ущерба: в Москве обсудили последствия киберпреступности

    Накануне в рамках XIII Национальной премии «Директор года» прошел VIII Всероссийский форум по корпоративному управлению.

    В мероприятии приняли участие более 700 директоров, для которых выступили свыше 20 спикеров.

    Участники форума смогли обсудить текущую ситуацию на рынке и основные тренды, а также сделать прогноз на будущий год, учитывая всеобщую диджитализацию и трансформацию бизнеса.

    Эксперт Coface сообщил, как расширять географию продаж с минимальным риском

    13 ноября в рамках международного форума PAP-FOR Александр Щелканов, руководитель направления регионального развития Coface в Санкт-Петербурге, выступил с презентацией, посвященной управлению дебиторской задолженностью и минимизации кредитных рисков предприятий.

    РАКИБ в партнерстве с AIG Россия займется нейтрализацией киберрисков

    Российская ассоциация криптоиндустрии и блокчейна (далее – РАКИБ) открывает новое направление работы – нейтрализация киберрисков.

    RAEX: Стратегия консолидировала страховую отрасль

    14 ноября 2018 года в Москве состоялся XII Ежегодный форум «Будущее страхового рынка России», организованный агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика).

    В форуме приняли участие представители Банка России, руководства Всероссийского союза страховщиков, топ-менеджеры крупнейших страховых компаний России.

    Основой дискуссии стало обсуждение Стратегии развития страховой отрасли России на период с 2018 до 2021 года – документ разработан ВСС при участии RAEX (РАЭКС-Аналитика).

Читайте также:  Skoda rapid — удобный, вместительный, доступный автомобиль

Источник: https://consult-cct.ru/tendencii-rynka-strahovaniya.html

Страховой рынок РФ в 2018 г снова вырастет, основной драйвер сохранится

МОСКВА, 25 дек — ПРАЙМ, Анна Назарова. Страховщики в уходящем году отмечали не совсем благоприятную ситуацию как в страховании, так и в экономике в целом, хотя темпы роста страхового рынка РФ в 2017 году заметно превзошли прирост российского ВВП.

Опрошенные агентством «Прайм» эксперты рассказали, что в 2018 году отрасль снова вырастет, несмотря на сохранение основных негативных тенденций прошлого года. Локомотивом роста как в уходящем году, так и в будущем, останется страхование жизни, а тормозом — убыточное ОСАГО.

Страховой рынок РФ, по данным Банка России, в январе-сентябре текущего года вырос на 8,7%, до 962,4 миллиарда рублей. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) прогнозирует его рост в целом по итогам года на 9-11%, а в 2018 году ожидает его на уровне 10-15% — до 1,4 триллиона рублей. Этому будет способствовать стабилизация экономики, считает президент ВСС Игорь Юргенс.

«На сегодняшний день рынок находится в стадии турбулентности.

Страховые компании не только регулярно сталкиваются с необходимостью реагировать на глобальные изменения финансового рынка, но вынуждены оценивать риски, которые могут возникнуть у конкретных партнеров по бизнесу, их клиентов и акционеров», — заявил заместитель гендиректора по розничным видам страхования СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов.

РАСТУЩИЕ ВИДЫ

Совет

Основным драйвером роста страхового рынка в России последние четыре года является инвестиционное страхование жизни (ИСЖ), и интерес к программам этого вида страхования продолжает расти.

«В 2018 году положительными остаются перспективы развития рынка инвестиционного страхования. … Динамика роста связана с наличием у граждан достаточных средств и желания инвестировать в активы на фондовом рынке на фоне сохранения невысоких ставок по депозитам. Кроме того, на развитие программ ИСЖ влияет активность банков-агентов в связи с излишней ликвидностью», — пояснил Кузнецов.

Сектор личного страхования, по прогнозам Юргенса, также может продемонстрировать положительную динамику в размере примерно 5-10%, страхование имущества, в лучшем случае, продемонстрирует слабоположительную динамику в размере 1-2%, а страхование ответственности прибавит около 5-6%.

Еще одним драйвером в рознице может стать ипотечное страхование на фоне бурного роста объемов ипотечного кредитования населения, считает начальник аналитического отдела компании «Ингосстрах» Евгения Васильева. «В корпоративных видах страхования мы не ожидаем роста страхового рынка, значительно превышающего +3%», — добавила она.

Рынок добровольного медицинского страхования (ДМС), по ее словам, также ожидает рост на уровне не ниже медицинской инфляции. «Дополнительным фактором роста, по нашим ожиданиям, будет развитие продуктов с включением услуг телемедицины и дальнейшее распространение коробочных розничных продуктов», — уточнила она.

Сборы по страхованию выезжающих за рубеж, по оценкам страховщиков, вырастут по итогам года на 21% в сравнении с прошлым годом. Кроме того, «Ингосстрах» прогнозирует дальнейшее увеличение доли онлайн страхования, модификации страховых продуктов для возможности их дистрибуции посредством сайтов и мобильных приложений.

«Скорее всего, продолжит развитие внедрение новых партнерских продуктов с банками, ритейлерами, онлайн-партнерами. Определенным драйвером розничного рынка в среднесрочной перспективе также могут стать продукты по страхованию финансовых и киберрисков клиентов. Спектр таких продуктов расширяется», — рассказала Васильева.

ПРОБЛЕМНАЯ «АВТОГРАЖДАНКА»

Страховщики заявляют, что основные риски для российского страхового рынка сосредоточены в сегменте ОСАГО, где на фоне роста активности автоюристов, естественной инфляции стоимости ремонта и неизменных тарифов продолжается рост убыточности.

Глава ВСС предполагает, что, каско даже продемонстрирует «слабоотрицательную динамику» на уровне 2-3%, а ОСАГО, скорее всего, останется либо на уровне 2017 года, либо покажет небольшой минус.

Страховщики уже неоднократно жаловались на недобросовестных посредников-автоюристов, которые отслеживают ДТП, выезжают на места аварий, скупают у их участников требования, выплачивая им небольшие деньги прямо на месте, а затем через суд взыскивают со страховщиков значительные суммы.

«В 2018 году не ожидаются значительные законодательные нововведения, которые могли бы ограничить влияние автоюристов и мошенников на рынок ОСАГО. … По нашим прогнозам, при сохранении текущего состояния судебной и правоохранительной практики в части ОСАГО, а также неизменности тарифов, в 2018 году кризис на рынке ОСАГО только усилится», — комментирует Кузнецов.

Обратите внимание

Вице-президент ВСС Сергей Ефремов предупреждал, что с развитием натуральной выплаты страховщики столкнутся с появлением станций технического ремонта, которые будут работать на автоюристов. Кроме того, в электронных продажах ОСАГО мошенничество с «фирмами-клонами», фишинговыми операциями и фальсификациями коэффициентов, влияющими на расчет тарифа, в 2018 году продолжится.

Начальник отдела маркетинговых исследований СК «МАКС» Евгений Попков сообщил, что они не знают, куда может зайти ситуация с ОСАГО, и что предпринимаемые попытки исправить ситуацию не приносят положительного результата.

Единственный выход, который видят страховщики – либерализация тарифов.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ОСАГО

Страховщики ожидают, что в 2018 году, как и в текущем, в диалоге страховой отрасли и мегарегулятора будет остро стоять вопрос о возможных путях к либерализации рынка ОСАГО, первый этап которой может начаться уже к июлю. Продлится переход к свободным тарифам может три-четыре года.

Еще в конце сентября исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев говорил, что в ходе обсуждений с ЦБ вырисовывается конструкция, по которой будет достаточно широкий коридор по базовому тарифу ОСАГО, внутри которого страховщик сможет применять свои коэффициенты.

«Без либерализации тарифов никаких кардинальных изменений ждать не стоит. … До тех пор, пока из системы не будет удалена заложенная туда изначально, но упорно не работающая «социальная функция», значимого позитива в этом виде страхования не ожидается», — заявил заместитель гендиректора по андеррайтингу страховой компании «Опора» Алексей Володяев.

По его словам, предполагалось, что жители более экономически развитых регионов будут немного «доплачивать» на выплаты жителям менее экономически развитых регионов, что и нашло отражение в установленных государством тарифах, но, в итоге, это привело только к «подпольным» агентским вознаграждениям в благополучных регионах и недоступности полисов в неблагополучных.

Тогда как Попков не уверен в том, что переход на рыночное формирование цены на полисы обязательной «автогражданки» способен стать «той самой вакциной от эпидемии».

Согласно исследованию холдинга «Ромир», порядка 53% российских автомобилистов положительно относятся к возможным изменениям ОСАГО в рамках либерализации.

ТЯНЕМ-ПОТЯНЕМ

Определенные ожидания российского страхового рынка в текущем году были также связаны с принятием закона о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций (ЧС), который был принят в первом чтении Госдумой ещё в феврале 2015 года. Кузнецов полагает, что эти ожидания будут преобладать на страховом рынке и в 2018 году.

«Давно зреет программа обязательного страхования жилья. И вполне вероятно, что в следующем году реализация данного вида страхования перейдет из плоскости дискуссий в плоскость практических шагов по разработке и внедрению», — уточнил Попков.

По словам замминистра финансов РФ Алексея Моисеева, надо попробовать договориться о введении стимулирующих мер для граждан, которые, соответственно, будут или не будут страховать свое жилье. В ноябре он заявлял, что второе чтение данного законопроекта возможно к середине весенней сессии.

Однако в Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) считают, что работа над проектом ведется неактивно и вряд ли он будет принят в весеннюю сессию. А по словам заместителя гендиректора СПАО «Ингосстрах» Ильи Соломатина, этот законопроект теперь не приоритетный для Минфина.

ИГРОКИ

Российские страховщики также ждут сокращения числа игроков на рынке в 2018 году. Хотя, по словам Попкова, в ЦБ заявили, что основная работа по очистке рынка от неблагонадежных страховщиков завершена.

«Основной поток «на выход» закончился год назад. Полагаю, теперь уменьшение количества будет проходить в основном за счет сделок M&A (слияние и поглощение – ред.) и продаж портфелей. Количество страховщиков, если и будет уменьшаться, то уже не десятками, а единицами», — уточнил Володяев.

Важно

Кузнецов допускает, что продолжится уход страховщиков с рынка ОСАГО, которые не справились с убыточностью этого вида страхования.

«Страховой рынок ожидает усиление контроля со стороны регулятора», — продолжила Васильева.

А Попков добавил, что в первой половине 2018 года все с интересом будут наблюдать за санацией «Росгосстраха». «Финансовое оздоровление такой крупной компании, да еще и с участием государства — это событие однозначно станет знаковым для отрасли», — заключил он.

Источник: https://1prime.ru/articles/20171225/828294430.html

Страховой рынок может потерпеть крах в 2017 году

Один из рисков на российском рынке страхования — разбалансировка рынка ОСАГО

Сергей Фадеичев / ТАСС

Риски, накопившиеся на российском рынке страхования, столь велики, что в случае одновременной их реализации в 2017 г. они могут привести к краху, пишут аналитики RAEX в обзоре «Будущее страхового рынка: избежать кумуляции рисков».

Среди них агентство выделяет падение сборов, разбалансировку рынка ОСАГО, несоответствие компаний требованиям ЦБ по качеству активов и размеру капитала, отзыв лицензий у банков (куда инвестируют страховщики), монополизацию рынка перестрахования, рост убыточности отрасли.

«Основным риском на текущий момент и будущий год видится окончательная утеря баланса на рынке ОСАГО», – считает гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов. Столь пессимистичный сценарий, по его мнению, возможен при недостаточности тарифов, а также при «дальнейшей активизации усилий автоюристов и мошенников», но введение натурального возмещения в ОСАГО снижает его вероятность.

Для рынка ОСАГО есть два возможных сценария, считают аналитики RAEX: если меры, предложенные ЦБ и Минфином – натуральное возмещение, единый агент РСА, электронные полисы, – сработают и ситуация на рынке ОСАГО кардинально улучшится, бенчмарк комбинированного коэффициента убыточности (показывает среднюю убыточность на рынке ОСАГО на основе показателей компаний, рейтингуемых RAEX) по итогам 2017 г. не поднимется выше 95%. Однако базовый прогноз RAEX предполагает, что этих мер окажется недостаточно: по итогам 2016 г. показатель увеличится до 95–97%, а по итогам следующего года при отсутствии сдерживающих факторов превысит 100%.

Необходимы жесткие меры в отношении автоюристов, убеждены аналитики RAEX, иначе рынок ОСАГО ждет уход ряда игроков либо «огосударствление», подобно рынку перестрахования (в RAEX допускают, что в случае ужесточения санкций против России долю обязательной цессии в НПК могут повысить, хотя ее нужно постепенно сокращать).

Ведущие компании рынка ОСАГО готовы к любому сценарию, даже к уходу одной или нескольких крупных компаний, утверждает представитель «РЕСО-гарантии»: это не обрушит рынок, если «поставить на место автоюристов, установив приоритет выплат ремонтом, и дать страховщикам свободные тарифы или хотя бы расширить тарифный коридор, позволить более гибко применять различные коэффициенты».

Снижение спроса на страховые услуги действительно наблюдалось, говорит заместитель гендиректора «Ингосстраха» Илья Соломатин, но картина не такая пессимистичная: «Количество участников рынка сокращается, но им на смену приходят те, кто надеется на нем дальше оставаться».

В первом полугодии 2016 г. страховой рынок вырос на 13,9% к аналогичному периоду прошлого года – до 590 млрд руб., в основном за счет роста продаж инвестиционных продуктов страхования жизни (ИСЖ) и повышения тарифов по ОСАГО в апреле 2015 г. Но эффект от повышения тарифов исчерпан.

Совет

Прогноз роста по итогам года уже скромнее – на 11–12% до 1,15 трлн руб., а в 2017 г. при сохранении текущей ситуации в экономике рынок вырастет на 7–10% до 1,23–1,26 трлн руб.

Рост в основном обеспечит сегмент ИСЖ: без учета страхования жизни динамика взносов в следующем году может оказаться отрицательной.

ИСЖ не единственный возможный драйвер роста, считает Соломатин: «Один из них – принятие законопроекта о страховании жилья, второй – автострахование». В ближайшие два года авторынок будет расти, что приведет к нормализации сборов по ОСАГО, каско и ДСАГО, считает Соломатин.

Читайте также:  Как подготовить автомобиль к зимнему сезону?

Многим страховщикам в 2017 г. может потребоваться докапитализация, указывают аналитики RAEX: повышены требования к размеру уставного капитала страховщиков и небольшие региональные компании оказались в зоне риска.

Качество активов многих страховщиков также не соответствует требованиям регулятора: у ряда страховщиков они фиктивные, низколиквидные либо стоимость их завышена, а быстро заменить их может и не получиться. Все это потребует финансовых вливаний со стороны акционеров, но, если они не пожелают дать средства, игроки будут покидать рынок.

Игроки с рынка уходят постоянно, говорит Скворцов, и обычно к этому приводит целый комплекс проблем, в том числе ошибки менеджмента и неверные бизнес-решения.

«Риски существуют, но их кумуляция не наступит при правильном поведении страхового сообщества и регулятора», – заверяет президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. В пресс-службе ЦБ не стали комментировать выводы исследования RAEX, отметив, что согласно результатам стресс-тестирования страхового рынка он остается устойчивым даже при реализации рискового макросценария.

Источник: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2016/11/23/666532-strahovoi-rinok-krah

Экономика и бизнес: теория и практика

Гребенникова В.А. Оценка состояния рынка автострахования / В.А. Гребенникова, А.А. Любарцев // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №6. – С. 32-36

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА АВТОСТРАХОВАНИЯ

В.А. Гребенникова, доцент

А.А. Любарцев, магистрант

Кубанский государственный университет

(Россия, г. Краснодар)

Аннотация. В статье оценивается состояние рынка автострахования Российской Федерации за 2013-2016 гг. Рассмотрена динамика коэффициента выплат по рынку автострахования в России за период 2013-2016 г. Дается характеристика структуре и динамике развития рынка автострахования.

Ключевые слова: автострахование, страховой рынок, страховые премии, ОСАГО, КАСКО.

Актуальность исследования развития страхового рынка обуславливается тем, что в благоприятные годы 2004-2007 гг.

Обратите внимание

и в настоящее кризисное время недостаточно акцентируется внимание на соотношении основных сфер корпоративного и розничного страхования, в том числе автострахования, их динамику в разные периоды функционирования рынка и оценку влияния вклада основных сегментов на его рост и устойчивость.

Необходимость исследования автострахования, как ключевого сегмента розничного страхования, возрастает и при решении задач по выявлению стратегических факторов всего страхового рынка в соответствии с разработанной Минфином РФ Стратегией его развития до 2020 г.

Автострахование как одна из ведущих сфер характеризуется значительным вкладом в развитие страхового рынка России. Так, на его долю приходится 38-40% совокупных премий страхового рынка (без ОМС).

Автострахование занимает лидирующее положение на рынке страхования имущества и гражданской ответственности [3]. Удельный вес премий только по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) составляет в 2015 г.

21,4% от объема совокупных премий [1, с. 13].

В 2011-2012 гг. наблюдалось активное развитие российского страхового рынка с темпами роста 119,5% и 123,2%, соответственно.

Впоследствии волатильность курса рубля, введение и расширение санкционного режима против России, а также ухудшение условий на банковском рынке привели к неблагоприятным макроэкономическим условиям функционирования страховых компаний. После активного роста страхового рынка в 2011-2012 гг., в 2014-2015 гг.

рынок в целом резко замедлил свое развитие – темпы роста совокупных страховых премий составили соответственно 109,2% и 103,3%. Объем рынка в 2015 г. был равен 1 024 млрд. руб. и характеризовался самой низкой динамикой за последние 6 лет (после 2009 г.) [1, с. 12].

На этом фоне рынок автострахования демонстрировал наиболее высокие показатели развития, что положительно повлияло на общую динамику всего национального рынка страхования. Так, темпы роста рынка автострахования составили: в 2014 г.

– 106,3% и в 2015 г. – 110,1%. Страховые премии в целом по рынку автострахования возросли в 2014 г. до объема 376 541,1 млн. руб. и в 2015 г. – до 412 318,7 млн. руб. В 2016 г. в течение 9 месяцев объем премий также повысился и составил 303452,8 млн.

руб. (табл. 1).

Важно

Таблица 1. Динамика развития рынка автострахования в России за период 2013-2016 гг. [2, с. 6]

Виды страхования

Начисленные страховые премии,

млн. руб.

Темп роста, в % к предыдущему году

2013

2014

2015

2016

(9 мес.)

2014

2015

Страхование автотранспортных средств, добровольное (КАСКО)

212306,9

218554,4

187237,3

125661,9

102,9

85,7

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО)

134248,0

150917,8

218693,1

173091,6

112,6

124,1

Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ДСАГО)

7 675,3

7 068,9

6 388,3

4 699,3

92,0

90,0

Итого по рынку автострахования

354230,2

376541,1

412318,7

303452,8

106,3

109,5

Наиболее высокие темпы роста наблюдаются по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО). Рост продаж по нему составил: в 2015 г. – 124,1% по сравнению с предыдущим годом и в 2014 г. – 112,6%. При этом на него приходится наиболее весомая доля рынка автострахования: в 2015 г.

– 53,0% и в 2016 г. – 57,0%. Хотя в предыдущие годы на рынке превалировало автоКАСКО, на его долю приходилось 58-60% собранных премий по автострахованию. В то же время количество заключенных договоров ОСАГО сократилось в 2015 г. на 7,3% или на 3,1 млн.

договоров и в результате их общее число заключенных договоров оказалось ниже показателя 2012 г.

Добровольные виды автострахования в последние 3 года характеризуются понижающей динамикой, что отражает общую тенденцию сокращения рынка добровольного страхования в стране. Так, по автоКАСКО страховые премии в 2015 г.

уменьшились на 31 317,1 млн. руб. или на 14,3%, количество заключенных договоров сократилось на 26,9% или 1,4 млн. договоров. С физическими лицами уменьшение договоров составило 29,2% и с юридическими лицами – 13,6%.

Снижаются объемы и по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ДСАГО): в 2014 г. – на 8% по сравнению с предыдущим годом и в 2015 г. – на 10,0%. Это связано и с тем, что в апреле 2015 г.

Совет

на законодательном уровне были значительно увеличены суммы страховых выплат, а именно: в случае причинения вреда здоровью и жизни пострадавших – со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб., а за причинение вреда имуществу – со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб.

, В результате снизились объемы премий по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и в 2015 г. они составили 6 388,3 млн. руб., что на 10,0% ниже по сравнению с предыдущим годом и в 2014 г. – на 8,0%.

Падение объема продаж новых автомобилей в России привело к существенному замедлению роста рынка страхования средств наземного транспорта: увеличение на 2,5% в 2014 г. по сравнению с 2013 г., тогда как в 2013 г.

прирост составлял 8,0% по сравнению с предыдущим годом, т.е. сокращение рынка – более чем в 3 раза. В сегменте страхования средств наземного транспорта средняя выплата увеличилась на 7 тыс. руб. или 14,0% и составила 56,8 тыс.

руб. [3, с. 9].

Общая сумма страховых премий по ОСАГО в 2014 г. возросла до 150,9 млрд. руб., что на 11,9% выше суммы 2013 г. Несмотря на увеличение базовых тарифных ставок в октябре 2014 г., заметного ускорения роста страховых премий по ОСАГО не наблюдалось. Средняя премия по ОСАГО за год выросла на 0,4 тыс. руб. (до 3,5 тыс. руб.), средняя страховая выплата – на 6,1 тыс. руб. (до 34,8 тыс. руб.).

Рост реальной убыточности ОСАГО в 2014 г. был вызван увеличением выплат, осуществляемых страховщиками по суду, что, в свою очередь, связано напрямую с активизацией деятельности «автоюристов».

Повсеместное распространение получили и процедуры переуступки пострадавшими прав требования к виновникам ДТП юридическим компаниям, что также повлияло на рост убыточности ОСАГО.

Данная тенденция сохранилась и в 2015-2016 гг.

Следует отметить, что слабая законодательная база в данной области дает неоправданную возможность активизироваться «автоюристам» для увеличения страховых выплат, практически не относящихся к страховым случаям.

Так, в соответствии с Законом о защите прав потребителей у «автоюристов» появляется возможность за счет штрафов получать по суду от страховых компаний суммы, в несколько раз превышающие реально нанесенные ущербы. В результате, если в 2013 г.

Обратите внимание

коэффициент выплат по ОСАГО превышал 70% в 13-ти регионах РФ, то в 2015 г. – уже в 15-ти регионах [4, с. 12].

В 2015-2016 гг. для выживания в условиях стагнации и кризиса основные игроки рынка автострахования сменили стратегию – их ключевой целью стало сохранение рентабельности собственных средств, а не рост объемов страховых премий. В связи с этим страховщики сократили свое присутствие в наиболее убыточных регионах по ОСАГО и пересмотрели тарифную политику в сегменте автоКАСКО.

В таких негативных условиях развития для поддержания рентабельности бизнеса автостраховщики активно сокращают расходы на ведение дела, среднее значение показателя у страховщиков опустилось до 40-43% (-0,6 п.п.).

Повышение тарифов по обязательному автострахованию позволило рынку избежать ухудшающего сценария – предотвратило уход с рынка многих надежных страховых компаний и рост числа страховщиков, работающих «с колес».

При этом намного улучшилось качество урегулирования убытков, возросли выплаты потерпевшим лицам, сокращаются переплаты за полис ОСАГО по причине навязывания страховщиками дополнительных страховых продуктов.

Приняты и другие законодательные меры, направленные на защиту интересов и прав страхователей: значительно увеличены страховые суммы, введена единая методика оценки ущерба, уменьшен допустимый процент износа, установлен досудебный порядок урегулирования.

Анализ динамики коэффициента выплат по рынку автострахования в России также свидетельствует о неустойчивой динамике и разнонаправленности воздействия основных факторов на его развитие (табл. 2).

Таблица 2. Динамика коэффициента выплат по рынку автострахования в России за период 2013-2016 г. [2, с. 2]

Виды страхования

Коэффициент выплат, %

Изменение коэффициента,

(+ ; –)

2013

2014

2015

2016

(9 мес.)

2014

2015

2016

Страхование автотранспортных средств, добровольное (КАСКО)

73,4

78,6

76,9

60,6

+5,2

-1,7

-16,3

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО)

57,6

59,8

56,5

69,4

+2,2

-3,3

+12,9

Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ДСАГО)

52,1

80,6

90,2

60,8

+28,5

+9,6

-29,4

Итого по рынку автострахования

66,9

71,1

66,3

65,7

+4,2

-4,8

-0,6

Так, до 2015 г. наблюдалось его повышение до уровня 71,1%, а в последние два года, наоборот, – ощутимое падение до уровня 65,7% по итогам 9 месяцев 2016 г. Это вызвано следующими изменениями коэффициента выплат по автоКАСКО: ростом в 2014 г. на 5,2 п.п. и снижением в 2015 г. на 1,7 п.п. и в 2016 г. – на 16,3 п.п. до уровня 60,6%.

Важно

По ОСАГО отмечается обратная ситуация – неожиданное повышение коэффициента в 2016 г. до 69,4% или на 12,9 п.п. по сравнению с предыдущим годом, что дает основание спрогнозировать такой же высокий годовой его уровень. Это связано помимо объективных факторов риска с тем, что по данному виду страхования с апреля 2015 г.

законодательно увеличились суммы страховых выплат.

Поскольку вид ДСАГО является дополнением к обязательному виду ОСАГО, то такие обстоятельства обусловили снижение выплат по ДСАГО и соответствующее уменьшение коэффициента выплат. Так, в 2016 г. коэффициент по нему составил 60,8% и наблюдалось существенное его снижение – на 29,4 п.п.

по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о реальной заинтересованности страхователей в приобретении полиса по данному виду риска. В предыдущие годы (до 2015г.) низкие коэффициенты выплат по ОСАГО компенсировались более высокими его значениями по ДСАГО: в 2014 г. – 80,6% и в 2015 г.

– 90,2%.

В 2015 г. общий размер страховых выплат по рынку автострахования составил 273 311,6 млн. руб. или 102,0% по сравнению с предыдущим годом. В 2014 г., соответственно 267 776,7 млн. руб. или 115,0% по сравнению с 2013 г.

В ходе анализа российского рынка автострахования выявлено снижение спроса на новые договоры вследствие их удорожания (по всем видам), что, в свою очередь, обусловлено падением продаж новых автомобилей и уменьшением выданных автокредитов.

Повышение в последние два года объемов по автострахованию за счет выбора автовладельцами усеченных программ автоКАСКО и полисов с франшизой, которые по стоимости более дешевые, не смогло обеспечить тенденцию финансового перевеса в пользу роста всего рынка автострахования. В целом сегмент добровольного автострахования продемонстрировал в 2015 г.

падение на 12,2%, тогда как сегмент обязательного автострахования показал рост на 24,1% по сравнению с предыдущим периодом.

Вывод: структура и динамика развития рынка автострахования в России характеризуются неустойчивостью с выявленной тенденцией влияния на его колебания сегмента обязательного автострахования, в котором возрастает реальная убыточность и активизируются меры по ее снижению. Динамика и структура сегмента добровольного автострахования отражают общую тенденцию потребительского спроса на авторынке и рынке автокредитования, имея при этом внутренние факторы развития по усеченным программам и внедрению системы франшиз.

Библиографический список

Совет

1. Шарифьянова З.Ф. Мировой опыт страхования / З.Ф. Шарифьянова, Д.В. Чувилин // Вестник филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Волгоград. – 2016. – №3. – С. 23-28.

2. Шарифьянова З.Ф. Проблемы развития страхового сектора в современной экономике // Макроэкономические проблемы современного общества (федеральный и региональный аспекты): сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2015. – 99 с.

3. Тулинов В.В. Страхование автомобильное / В.В. Тулинов, В.С. Горин // Страхование и управление риском: Терминологический словарь. – Москва: Наука, 2013.

4. Кошкин Д. С Тенденции развития страхового рынка // Финансы. – 2014. – №1. – С. 52-55.

ASSESSMENT OF THE STATUS OF THE AUTO INSURANCE MARKET

V.A. Grebennikova, associate professor

A.A. Lyubartsev, graduate student

Kuban state university

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The article assesses the state of the auto insurance market of the Russian Federation for 2013-2016. Dynamics of the payout ratio for the auto insurance market in Russia for the period 2013-2016 is considered. The characteristics of the structure and dynamics of the development of the auto insurance market are given.

Keywords: auto insurance, insurance market, insurance premiums, OSAGO, CASCO.

Источник: http://economyandbusiness.ru/otsenka-sostoyaniya-rynka-avtostrahovaniya

Оценка статьи: (нет голосов)
Загрузка…Поделиться с друзьями:Ссылка на основную публикацию Похожие публикации

Добавить комментарий

Нравится статья ! Поделись в соц. сетях !

Читайте также:

Добавить комментарий