Спорные ситуации на дорогах и постановление пленума верховного суда рф

Нравится статья ! Поделись в соц. сетях !

27.06.2019

Верховный Суд растолковал судам правила дорожного движения — новости Право.ру

Верховный Суд РФ опубликовал постановление пленума, призванное разъяснить судьям сложные моменты в ПДД и КоАП. Двигаться задним ходом по улицам с односторонним движением можно, а уезжать с места ДТП – нельзя. При этом ВС указал, что суды не должны автоматически лишать водительских прав автомобилистов при обгоне с заездом на «сплошную».

Один из ключевых фрагментов постановления связан с массовым вводом в эксплуатацию фото- и видеокамер ГИБДД, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, и закономерным появлением спорных ситуаций в судах.

В случае нарушения, зафиксированного на фото- или видеокамеру, субъектом этого нарушения считается собственник транспортного средства, независимо от того, кто он – физическое или юридическое лицо, говорится в документе.

При этом судьи должны учитывать, что если правонарушение фиксируется на автоматическую камеру, протокол не составляется, а постановление выносится в отсутствие владельца автомобиля, но и штраф определяется по нижней планке размера, установленного КоАП.

Обратите внимание

Исключение составляют те случаи, когда наказанием за правонарушение служит лишение прав или арест – в этом случае они заменяются на максимальный штраф, предусмотренный ч.1 ст.3.5 КоАП (5000 руб. для физических лиц, 50000 руб. для должностных лиц и 5 млн руб. для юридических лиц).

Оспорить вынесеное по результатам фото- и видеофиксирования постановление собственник транспортного средства может, если сумеет доказать, что за рулем был не он. Такими доказательствами могут служить доверенность или полис ОСАГО, выписанные на другое лицо, договор аренды или лизинга, а также показания свидетелей либо самого водителя.

ВС не упустил из виду вождение в пьяном виде. Согласно п.1 ст.12.7 КоАП нетрезвым водителям, не имеющим водительских прав, грозит штраф в размере 2500 руб. – об этом тоже упоминается в вышедшем постановлении.

Немаловажны разъяснения, касающиеся регистрационных знаков. Так, нестандартные и нечитаемые номера наказываются штрафом в размере 500 руб. За управление транспортным средством без хотя бы одного знака водители должны наказываться по ч.

2 ст.12.2 КоАП, которая предусматривает 5000 руб. штрафа или лишение прав на срок до 3 месяцев. Такое же наказание ждет тех, кто вешает номера на нештатное место или нарочно делает их неидентифицируемыми – например, с помощью сеток и наклеек.

Дополнительно ВС оговорил наложение штрафа за движение задним ходом там, где это запрещено. Разворот на автомагистрали и движение по ней задним ходом, равно как и на въезд в технологические разрывы магистрали, караются штрафом в размере 100 руб. (ч. 2 ст. 12.14 КоАП).

Здесь, предостерегает ВС, не должна возникать путаница с ч.3 ст.12.11 КоАП, где оговаривается запрет на разворот и движение задним ходом на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах с недостаточной видимостью и на остановках.

Нарушение этих пунктов ПДД чревато штрафом от 300 до 500 руб.

Попав в ДТП, водитель обязан немедленно остановиться, однако если же он остановился не более чем через 100 м, это не будет считаться оставлением места происшествия, и он сможет отделаться штрафом в 1000 руб.

Важно

ВС разрешил оставлять место ДТП, только если нет пострадавших и разногласий между его участниками в оценке обстоятельств произошедшего, но обязал оформлять происшествие на ближайшем посту ДПС, либо в соответствии с правилами обязательного страхования гражданской ответственности без участия сотрудников полиции.

В прочих случаях ВС по-прежнему предлагает квалифицировать действия по оставлению места ДТП по соответствующей статье КоАП. За оставление места происшествия нарушителям грозит лишение прав на срок до 1,5 лет или 15 суток административного ареста.

Российские суды не должны автоматически лишать водительских прав автомобилистов при завершении обгона, начатого через прерывистую полосу разметки и законченного через сплошную. Такая точка зрения тоже нашла отражение в этом постановлении ВС.

Однако водители должны сами прилагать усилия по завершению обгона до начала сплошной полосы – специально для этого линии «пунктира» удлиняются по мере приближения к ней.

Однако судьи должны учитывать и другие факторы, которые мешают водителям (например, если обгоняемый автомобиль прибавил ходу). «Суды должны принимать решения в каждом конкретном случае самостоятельно», — пояснил позицию ВС по этому вопросу судья ВС Владимир Меркулов.

«Дорожная ситуация многообразна, и необходимо учитывать все обстоятельства», — цитирует агентсто «ПРАЙМ» слова Меркулова, выступавшего в качестве докладчика на Пленуме ВС.

ВС напомнил также, что обгон тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мотоциклов и мопедов в зоне действия знака «обгон запрещен» теперь разрешен – независимо от того, есть после знака сплошная линия разметки или нет ее. При этом он указал, что водители должны в любом случае оценивать дорожную обстановку: видимость, пешеходные переходы и т.д.

Напоследок был разъяснен еще один немаловажный вопрос – о движении задним ходом по улицам с односторонним движением. Некоторые судьи считали, что этот момент регулируется по ч. 3 ст. 12.

16 КоАП, согласно которой движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением карается штрафом в размере 5 000 руб. или лишением прав на четыре-шесть месяцев. В то же время, прямого указания на запрет движения задним ходом по односторонней улице в ПДД нет.

Из этого ВС заключил, что такая езда возможна – с соблюдением необходимой осторожности.

  • ПДД, Права автомобилистов
  • Верховный суд РФ
  • КоАП РФ
  • ДТП

Источник: https://pravo.ru/review/view/68533/

Верховный суд рассмотрел спорные ситуации на дорогах

Сегодня «Российская газета» публикует важное для всех автомобилистов постановление пленума Верховного суда.

В нем разъясняются некоторые нарушения и даются указания судьям, какое решение принимать в том или ином случае. Кроме того, эти разъяснения важны также и для автоинспекторов, стоящих на дорогах. Они должны знать, за какие проступки водителя можно применять ту или норму Кодекса об административных правонарушениях.

Хотя бы для того, чтобы не загружать суды ненужной работой — возвращать незаконно задержанные права.

В постановлении рассматриваются различные спорные ситуации, которые возникают на дорогах и по которым как сотрудники ГАИ, так и судьи не имеют единого мнения.

Совет

Это вопросы, связанные с автоматической видеофиксацией нарушений, управлением транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, когда у него при этом нет права управления данной категорией транспортных средств, управлением транспортным средством без госномеров или с неправильно установленными номерами.

Также разъяснен ряд вопросов, касающихся оставления места ДТП, выезда на встречную полосу, движения задним ходом по дороге с односторонним движением.

Так, например, для движения по встречке существует только одно наказание — лишение прав. Однако в нем есть исключение: если это нарушение выявлено прибором фотовидеофиксации, работающим в автоматическом режиме, то на нарушителя накладывается штраф — 5000 рублей.

В КоАП прописано, что в случае выявления нарушения такими приборами назначается минимальный штраф, предусмотренный данной статьей. Но есть статьи, где штраф не предусмотрен вовсе, а есть только административный арест или лишение прав. Поэтому пленум ВС постановил, что в таких случаях назначается максимальный административный штраф — 5000 рублей.

В случаях, если нарушение выявил сотрудник ГИБДД с помощью такого прибора, но который не работает в автоматическом режиме, то исключение не работает. Составляется протокол, а фотографии или видеосъемка приобщаются к нему в качестве доказательства.

Что делать, если за рулем оказался пьяный, но с правами не той категории? Например, у него открыта категория «В», а он ехал за рулем автобуса, да еще и отказался от прохождения медосвидетельствования. В КоАП предусмотрена только ситуация, когда у пьяного вообще нет прав.

Обратите внимание

Наказание за это — арест до 15 суток. Пленум ВС разъяснил, что если у водителя права не той категории, он пьян или отказывается от визита к врачу, то его требуется лишать прав по соответствующей статье, а за управление автомобилем другой категории наложить штраф 2500 рублей.

Но аресту его не подвергать.

Читайте также:  Инструкция по установке старлайн а93: схема подключения, карта монтажа, последовательность действий

Действия в случае аварии на дороге также не раз становились спорными. Например, стукнулись две машины. Но одна из них остановилась не сразу, а проехала еще десяток метров. Зачастую в таких случаях сотрудники ГИБДД вменяли водителю в вину оставление места происшествия.

Обратите внимание

А за это предусмотрено лишение прав. В то же время в КоАП есть часть 1 статьи 12.27, по которой можно наказать штрафом за невыполнение действий, предусмотренных правилами в случае ДТП.

Верховный суд постановил в таких ситуациях применять именно эту статью, а не более суровую.

Управление без номеров карается по КоАП довольно сурово.

А если нет только одного номера? Или этот номер установлен не там, где требуется по правилам, или занавешен шторками? Пленум ВС решил, что это нарушение должно караться так же строго, как и отсутствие обоих номеров. А именно по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ и наказываться штрафом в размере 5000 рублей или лишением водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Встречная полоса. Сколько аварий происходит из-за выезда на нее. А сколько спорных ситуаций она подбрасывает судьям. Вот одна из них. В левом ряду на дороге с четырьмя полосами остановился неисправный автомобиль. По правилам объехать его можно только справа. Но там нескончаемый поток машин. В то же время навстречу никто не едет.

Водитель выезжает на встречку, чтобы объехать препятствие, и его тут же останавливает инспектор. При этом вменяет ему в вину именно движение по встречке: часть 4 статьи 12.15. А это лишение прав на 4 — 6 месяцев. Но есть еще часть 3 статьи 12.15 — нарушение правил объезда препятствия. За это полагается пусть и большой, но штраф.

В таких ситуациях ВС порекомендовал применять именно эту санкцию.

Также были даны разъяснения по довольно распространенной ситуации — движению задним ходом по дороге с односторонним движением. В КоАП написано, что движение в противоположном направлении по дороге с односторонним движением наказывается штрафом 5000 рублей или лишением прав. Движение задним ходом напрямую попадает под эту формулировку.

Теперь же появилось официальное толкование, которое и будет применяться на практике. Так, нарушение дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен» (так называемый «кирпич»), повлекшее движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением, будет квалифицироваться по части 3 статьи 12.

16 КоАП РФ и наказываться штрафом в размере 5000 рублей или лишением водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. При этом не имеет значения, передним или задним ходом водитель въехал под «кирпич». Аналогичным образом будет наказываться и движение задним ходом по дороге с односторонним движением без объективных причин.

Важно

К объективным обстоятельствам можно отнести, например, необходимость объезда препятствия или осуществления парковки.

Вчера начальник Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России обсудил с экспертами новые предложения, как защитить пешеходов.

По данным Госавтоинспекции, в прошлом году произошло более 66 тысяч дорожных аварий с участием пешеходов. В них погибло почти 9 тысяч человек, и более 61 тысячи получили ранения. Особую тревогу вызывают аварии, случившиеся именно на пешеходных переходах.

За прошлый год рост таких происшествий составил 3,6 процента. По словам главного госавтоинспектора страны Виктора Нилова, с ноября прошлого года ГИБДД совместно с общественными организациями проводит проверку технического состояния пешеходных переходов.

Анализ показал, что нормативы не соответствуют современным условиям. В результате Госавтоинспекция разработала свои предложения по изменению стандартов и правил. Все они вывешены в спецразделе на сайте ГУ ОБДД МВД России «Право пешехода».

Но помимо собственных идей ГАИ предлагает обсудить и другие инициативы. Именно поэтому и был проведен экспертный совет.

Основные пешеходные проблемы обозначил глава Союза пешеходов России Владимир Соколов. Он указал, что 70 процентов погибших пешеходов попадают под колеса на пешеходных переходах в темное время суток. Только этот факт выявляет несколько проблем. Все пешеходные переходы должны быть освещены. Это не так сложно сделать.

Например, в соседней Белоруссии у каждого перехода, в каком бы глухом месте он не был, установлены фонари, питающиеся от солнечных батарей. В некоторых регионах России в качестве эксперимента тоже начали устанавливать такие фонари. А также светофоры, которые работают по требованию.

Даже короткой зарядки в короткий световой день зимой им хватает, чтобы работать сутки беспрерывно.

В числе предложений — осветить переходы, устроить перед ними шумовые полосы

Совет

Необходимо «засветить» и самих пешеходов. Эта мысль высказывалась всеми участниками «круглого стола». Предлагается обязать носить всякие фликеры. Сделать это не рекомендацией, как сейчас, а обязанностью.

Правда, предварительно необходимо наполнить ими рынок. Они должны продаваться на каждом шагу. А еще лучше дариться. Хотелось бы сделать их модным аксессуаром.

В конце концов многие фирмы тратятся на имиджевую продукцию: ручки, значки, блокноты. Почему не выпускать фликеры?

Как еще можно обезопасить пешехода? По словам Владимира Соколова, необходимо, чтобы переход выделялся не только зрительно. Например, приподнять его над асфальтом сантиметра на три-четыре. Чисто инстинктивно водитель сбросит скорость. Перед переходом необходимо устанавливать шумовые полосы.

С шумовыми полосами согласился и депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. По его мнению, искусственные неровности могут повредить автомобиль, если водитель вовремя не заметил такое препятствие. При этом на скорость в данной ситуации они не повлияют. А шумовые полосы безопасны для машины, при этом водитель также инстинктивно сбросит скорость перед переходом.

Еще Лысаков напомнил о необходимости социальной рекламы по этому вопросу. По его словам в Думе уже более года лежит законопроект о социальной рекламе, прошедший первое чтение, который обяжет телеканалы ставить такие ролики в прайм-тайм. Сейчас их показывают в самое неудобное время, ведь никто за их прокат не платит.

По словам заместителя директора Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Владимира Розинова, в прошлом году в ДТП пострадало 22 тысячи детей. 839 — погибло. Треть из них — пешеходы. Как правило аварии с ними случаются либо утром, либо днем.

То есть идут в школу, возвращаются из школы. По словам детского хирурга, необходимо разобщить транспортные и детские пешеходные потоки. Возможно ввести в обязательном порядке школьные автобусы. Это дорого.

Но дешевле, чем лечение, операции, и реабилитация пострадавших в ДТП детей.

Обратите внимание

Еще одно предложение — это активное использование камер фото-, видеофиксации правонарушений на пешеходных переходах. До сих пор их активно используют только на выявление нарушений скоростного режима. В редких случаях — проезд на красный свет.

цифра

66 тысяч аварий произошло в 2011 году с пешеходами

Источник: https://rg.ru/2012/02/17/pravila.html

Верховный суд провел пленум по вопросу выезда на встречную — Автомобиль и закон

Порядок толкования ряда спорных норм ПДД и ответственности водителей, а также оставление места ДТП, обгон тихоходных ТС, езду задом по встречке, разъяснил Верховный суд. Трактовка нормы, когда через прерывистую выезжает водитель на встречную линию, а пересекая сплошную, завершает обгон — осталась неизменной.

Пленум ВС состоялся в четверг. Отдельные пункты 12-й автомобильной главы КоАП были разъяснены на нем, которые опускают разночтения. Не было единого мнения на местах у судей, как для водителей определить наказание.

В одних и тех же случаях, когда закон допускает неоднозначную трактовку ПДД, разные решения могут выносить разные судьи, поскольку не прецедентное право в России.

Верховный суд проводит пленумы, на которых исключает двойственную трактовку, чтобы разъяснить спорные и неочевидные нормы.

Судами наблюдалась такая двоякость чтения КоАП. Некоторые судьи лишали прав, некоторые лишь штрафовали, но и водителей признавали невиновным в отдельных ситуациях.

Исключить этот проект решил пленум Верховного суда из обсуждения в четверг. Таким образом оставив подобные дела в каждом отдельном случае на индивидуальное усмотрение мирового судьи.

Руководитель пресс-службы Верховного суда Павел Одинцов пояснил: «Такая была логика в первоначальной версии пленума, что если с любой стороны пересек сплошную линию, то лишают прав, во всех случаях действует эта норма.

Теперь пленум предложил эту ситуацию рассматривать индивидуально каждый раз, учтя интересы научного сообщества, общественности, а также по этой проблематике результаты мониторинга СМИ».

Одинцов добавил: «Всякий раз суд должен поступать с учетом обстоятельств, а не по жесткому предписанию».

Читайте также:  Новый киа мохаве (kia mohave) 2017-2018 модельного года: технические характеристики, отзывы владельцев

Верховный суд, помимо этой нормы, разъяснил еще целый ряд спорных пунктов ПДД и административной практики в области безопасности дорожного движения.

В случае фиксации нарушения с помощью фото- или видеокамеры, которые работают в автоматическом режиме, объяснен порядок вынесения постановления. По почте владельцу автомобиля высылается в таких ситуациях постановление об уплате штрафа.

Так как существует «вилка», ВС постановил, что размер штрафа назначается в наименьшем размере в пределах санкции применяемой статьи.

Важно

В максимальном денежном размере назначается штраф, если применяемой нормой установлено наказание в виде лишения прав или административного ареста.

Постановление о нарушении попавшего на камеры, есть возможность у собственника обжаловать. Если владельцу удастся доказать, что в момент фиксации нарушения за рулем был другой человек, то суд освободит его от ответственности.

Доверенность и полис ОСАГО, где вписано другое лицо, могут быть использованы в качестве доказательств, а также договор аренды или лизинга автомобиля, показания свидетелей и непосредственно водителя, который находился в момент фиксации нарушения за рулем.

Верховный суд разъяснил еще одну норму, что касается водителей, которые управляли транспортным средством в пьяном виде иной категории. Все равно водителя лишат прав в таких ситуациях на срок от полутора до двух лет, а также на 2500 рублей оштрафуют.

Каким нечитаемым считается регистрационный знак, пояснил Верховный суд. На 500 рублей оштрафуют водителя, если не видно с расстояния 20 метров в темное время суток хотя бы одну из букв или цифр заднего номера автомобиля, а в светлое время суток – и заднего, и переднего номеров.

Наложение штрафа в 100 рублей влечет за разворот или движение задним ходом на пешеходных переходах, на железнодорожных переездах, в местах остановок маршрутных ТС, эстакадах и под ними, на перекрестках, путепроводах, мостах, в местах видимостью хотя бы в одном направлении менее ста метров, разъяснил ВС. Предупреждение или штраф в 300 рублей – за разворот или движение задним ходом по автомагистрали.

Лишение прав до полугода или штраф в 5000 рублей влечет движение задним ходом во встречном направлении по односторонней дороге или под «кирпич», постановил ВС.

Только с учетом сложившейся ситуации на дороге разрешено в таких ситуациях сдавать назад, например, парковка или объезд препятствия, а также, не создавая опасности для других участников движения.

Совет

В случае совершения водителем ДТП порядок действия им перечислил ВС. Так, сразу остановиться необходимо в такой ситуации, с места не трогать автомобиль, включить аварийку и выставить знак аварийной остановки, предметы, которые имеют отношение к ДТП не трогать, принять меры для оказания первой помощи пострадавшим.

Если движению серьезно мешают машины, попавшие в аварию, то в присутствии свидетелей зафиксировать положение транспортных средств водителям предлагает ВС, а также принять меры к сохранению следов и предметов, которые имеют отношения к ДТП, в полицию сообщить о происшествии и координаты очевидцев записать.

Штрафом в 1000 рублей грозит невыполнение этих требований.

Водителю грозит лишение прав сроком на год или полтора, если место ДТП он оставил и на близлежащем посту ДПС не оформил его.

Водитель должен караться лишением прав сроком на 4-6 месяцев, что совершает обгон на встречной полосе транспортного средства, которое движется со скоростью ниже 30 км/ч, но при этом по своим конструктивным особенностям не является тихоходным ТС, разъяснил Верховный суд.

Источник: http://qqDPS.ru/verxovnyj-sud-provel-plenum-po-voprosu-vyezda-na-vstrechnuyu.html

Постановление Пленума Верховного Cуда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 2 г. Москва «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при при — новости от Bona fide-Kemerovo.Moscow

  В настоящем решении разъясняются  некоторые нарушения и даются указания судьям, какое решение принимать в том или ином случае. Кроме того, эти разъяснения важны также и для автоинспекторов, стоящих на дорогах. Они должны знать, за какие проступки водителя можно применять ту или норму Кодекса об административных правонарушениях.

Хотя бы для того, чтобы не загружать суды ненужной работой — возвращать незаконно задержанные права.

 
В постановлении рассматриваются различные спорные ситуации, которые возникают на дорогах и по которым как сотрудники ГАИ, так и судьи не имеют единого мнения.

Совет

Это вопросы, связанные с автоматической видеофиксацией нарушений, управлением транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, когда у него при этом нет права управления данной категорией транспортных средств, управлением транспортным средством без госномеров или с неправильно установленными номерами.

 
Также разъяснен ряд вопросов, касающихся оставления места ДТП, выезда на встречную полосу, движения задним ходом по дороге с односторонним движением.

  Так, например, для движения по встречке существует только одно наказание — лишение прав. Однако в нем есть исключение: если это нарушение выявлено прибором фотовидеофиксации, работающим в автоматическом режиме, то на нарушителя накладывается штраф — 5000 рублей.

В КоАП прописано, что в случае выявления нарушения такими приборами назначается минимальный штраф, предусмотренный данной статьей. Но есть статьи, где штраф не предусмотрен вовсе, а есть только административный арест или лишение прав.

Поэтому пленум ВС постановил, что в таких случаях назначается максимальный административный штраф — 5000 рублей.

В случаях, если нарушение выявил сотрудник ГИБДД с помощью такого прибора, но который не работает в автоматическом режиме, то исключение не работает. Составляется протокол, а фотографии или видеосъемка приобщаются к нему в качестве доказательства.

 
Что делать, если за рулем оказался пьяный, но с правами не той категории? Например, у него открыта категория «В», а он ехал за рулем автобуса, да еще и отказался от прохождения медосвидетельствования. В КоАП предусмотрена только ситуация, когда у пьяного вообще нет прав.

Обратите внимание

Наказание за это — арест до 15 суток. Пленум ВС разъяснил, что если у водителя права не той категории, он пьян или отказывается от визита к врачу, то его требуется лишать прав по соответствующей статье, а за управление автомобилем другой категории наложить штраф 2500 рублей.

Но аресту его не подвергать.

  Действия в случае аварии на дороге также не раз становились спорными. Например, стукнулись две машины. Но одна из них остановилась не сразу, а проехала еще десяток метров. Зачастую в таких случаях сотрудники ГИБДД вменяли водителю в вину оставление места происшествия.

А за это предусмотрено лишение прав. В то же время в КоАП есть часть 1 статьи 12.27, по которой можно наказать штрафом за невыполнение действий, предусмотренных правилами в случае ДТП. Верховный суд постановил в таких ситуациях применять именно эту статью, а не более суровую.

Управление без номеров карается по КоАП довольно сурово.

А если нет только одного номера? Или этот номер установлен не там, где требуется по правилам, или занавешен шторками? Пленум ВС решил, что это нарушение должно караться так же строго, как и отсутствие обоих номеров. А именно по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ и наказываться штрафом в размере 5000 рублей или лишением водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев.

 
Встречная полоса. Сколько аварий происходит из-за выезда на нее. А сколько спорных ситуаций она подбрасывает судьям. Вот одна из них. В левом ряду на дороге с четырьмя полосами остановился неисправный автомобиль. По правилам объехать его можно только справа. Но там нескончаемый поток машин. В то же время навстречу никто не едет.

Водитель выезжает на встречку, чтобы объехать препятствие, и его тут же останавливает инспектор. При этом вменяет ему в вину именно движение по встречке: часть 4 статьи 12.15. А это лишение прав на 4 — 6 месяцев. Но есть еще часть 3 статьи 12.15 — нарушение правил объезда препятствия. За это полагается пусть и большой, но штраф.

В таких ситуациях ВС порекомендовал применять именно эту санкцию.

Читайте также:  Правила использования арендованного автомобиля

 
Также были даны разъяснения по довольно распространенной ситуации — движению задним ходом по дороге с односторонним движением. В КоАП написано, что движение в противоположном направлении по дороге с односторонним движением наказывается штрафом 5000 рублей или лишением прав. Движение задним ходом напрямую попадает под эту формулировку.

Теперь же появилось официальное толкование, которое и будет применяться на практике. Так, нарушение дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен» (так называемый «кирпич»), повлекшее движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением, будет квалифицироваться по части 3 статьи 12.

16 КоАП РФ и наказываться штрафом в размере 5000 рублей или лишением водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. При этом не имеет значения, передним или задним ходом водитель въехал под «кирпич». Аналогичным образом будет наказываться и движение задним ходом по дороге с односторонним движением без объективных причин.

Важно

К объективным обстоятельствам можно отнести, например, необходимость объезда препятствия или осуществления парковки.

Дополнительная информация для загрузки:

Источник: http://www.bonafide-km.ru/novosti/2012/02/postanovlenie-plenuma-verhovnogo-cuda-rossiyskoy-federacii-ot-9-fevralya-2012-g-n-2

Ответственность водителя: КоАП РФ и Постановление Пленума ВС РФ

Ответственность водителей за нарушение Правил дорожного движения установлена 12 Главой Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Думаю, всем известна пословица: Закон что дышло, куда повернул, то и вышло. Иными словами, одни и теже нормы закона можно трактовать по-разному.

Для устранения противоречий в толковании закона на помощь правоприменителям (судьям, прокурорам, юристам, и простым гражданам) приходит Верховный Суд Российской Федерации, который издает обязательные для нижестоящих судов рекомендации по рассмотрению тех или иных дел, изложенные в виде Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ.

24 октября 2006 года Верховный Суд РФ издал Постановление Пленума №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Важно

С момента принятия Постановления прошло уже около полугода, и за это время вполне сложилась практика его применения, которую мы и рассмотрим, причем исключительно в прикладном порядке…

Итак, ниже привожу выдержки из Постановления Пленума и комментарии к ним.

Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами… возможно только лицам, имеющим такое право, либо лишенным его в установленном законом порядке.

Говоря проще, нельзя «лишить прав» того, кому они не выдавались. Между тем, в практике известны случаи, когда прав лишались лица, которые еще даже не обучались в автошколе, а права им даже не выдавались. Это, конечно, незаконно. Как и лишение прав лица, имеющего просроченные «корочки».

При совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами, правонарушений, его действия следует квалифицировать по части 1 либо части 2 статьи 12.7 КоАП РФ и соответствующим статьям главы 12 КоАП РФ.

Действия водителей, не имеющих права управления транспортными средствами, управлявших ими в состоянии опьянения, не подлежат квалификации по статьям 12.8 или 12.

26 КоАП РФ, поскольку к этим лицам не может быть применено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.

Еще одно подтверждение правила «не выдавались права – нечего лишать». Самое большее, что грозит лицу, никогда не имевшему прав за езду в состоянии опьянения, штраф 800 рублей.

Однако на тех, кто был лишен права управления транспортными средствами, сказанное выше не распространяется. Их можно лишать прав и дальше, более того этот процесс может растянуться на года. Читаем ниже:

Совет

Срок исполнения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, назначенного лицу, уже лишенному такого права, исчисляется не со времени вступления в законную силу постановления о применении данного вида наказания, а со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

То есть, лишили прав – совершил правонарушение, не имея прав на руках – снова лишили прав: срок второго наказания в виде лишения права управления ТС будет исчисляться со дня окончания первого срока лишения прав. Таким образом, теоретически, возможно «пожизненное» лишение прав…

Отдельно следует поговорить о практике медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Не исключается подтверждение факта нахождения водителя в состоянии опьянения и иными доказательствами (например, показаниями свидетелей, показаниями специального технического средства – индикаторной трубки «контроль трезвости», оформленными надлежащим образом в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в присутствии понятых).

КоАП предусматривает, что признать водителя нетрезвым можно только на основании специального медицинского освидетельствования. Однако Верховный Суд решил, что вполне допустимы и иные доказательства: «дыхнуть в трубку», показания свидетелей.

При этом в Постановлении Пленума ВС не оговаривается, что иные доказательства могут использоваться, только если невозможно медицинское освидетельствование. По сути, выбор метода проверки оставляется на усмотрение инспектора ДПС.

Взяткоемкость такого положения вещей просто огромна…

Основанием привлечения к административной ответственности является зафиксированный отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения… В качестве отказа следует рассматривать не только отказ от освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования.

Если вы, допустим, не желаете, чтобы забор крови у вас осуществлялся сомнительной чистоты шприцем, в Акте медицинского освидетельствования запишут: «Отказ от прохождения медицинского освидетельствования».

Обратите внимание

А это, на практике, означает автоматическое привлечение водителя к административной ответственности по ст.12.26 КоАП, предусматривающей лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Это называется презумпция вины…

Картина весьма мрачная получается, не так ли? Но есть, как ни удивительно, некоторые положительные моменты. Читаем дальше:

Проверяя обоснованность привлечения лица к административной ответственности по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, следует принимать во внимание… что договор обязательного страхования не прекращает своего действия в течение 30 дней по истечении периода страхования…

Едва увидев просроченный полис ОСАГО, инспекторы ДПС сразу же оформляют штраф в размере 800 рублей по ст.12.37 КоАП РФ за «неисполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности». Однако, если срок истечения полиса ОСАГО составляет менее 30 дней, то оштрафовать водителя нельзя, ведь Законом об ОСАГО предусмотрено, что полис действует в течение 30 дней после срока его истечения.

Когда владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия следует квалифицировать по части 1 статьи 12.3 КоАП РФ.

То есть, отсутствие при себе у водителя действующего полиса ОСАГО должно наказываться как управление ТС без предусмотренных документов, а это всего лишь 50 рублей.

А теперь снова о грустном: «встречка».

Нарушения водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ…

ч.3. ст.12.15 КоАП предусмотрен либо штраф в размере от 300 до 500 рублей, либо лишение права управления ТС на срок от 2 до 4 месяцев. При этом, до принятия Постановления Пленума ВС РФ нарушителям разметки удавалось доказать ИДПС «проскочить» по ст.12.16 КоАП РФ (несоблюдение требований знаков и разметки), по которой водителю грозил лишь штраф до 50 рублей.

Важно

В заключение скажу следующее: ситуация в сфере безопасности дорожного движения в нашей стране просто катастрофична. Это, думаю, понимает любой здравомыслящий человек.

Считаю, что одним из способов наведения порядка в этой сфере является ужесточение ответственности водителей.

Подчеркну, одним из способов… Без реформы ГИБДД, без жесточайшей борьбы с коррупцией, увеличившаяся ответственность водителей станет еще более мощным инструментов в руках инспекторов ДПС по вымогательству взяток у водителей.

Игорь Голубицкий. Юрист и предприниматель, ведущий рассылки «Ваш юрист», автор практического пособия «Как Правильно Давать Деньги В Долг И Получать Их Обратно» (http://praktikum.golubitskiy.ru)

Источник: https://www.avtobeginner.ru/articles/57/otvetstvennost-voditelya-koap-rf-i-postanovlenie-plenuma-vs-rf.html

Оценка статьи: (нет голосов)
Загрузка…Поделиться с друзьями:Ссылка на основную публикацию Похожие публикации

Добавить комментарий

Нравится статья ! Поделись в соц. сетях !

Читайте также:

Добавить комментарий