Шины run flat: что это такое, технология производства, их достоинства и недостатки

Нравится статья ! Поделись в соц. сетях !

27.06.2019

Содержание страницы

Основные плюсы и минусы технологии RunFlat

  • Обсудить на форуме электромобилей
  • Читать новости в Telegram канале

Если нарушена целостность обычной шины колеса автомобиля, то она распластывается и быстро изнашивается из-за дополнительного веса транспортного агрегата.

Однако по-другому обстоят дела с упругой оболочкой по технологии RunFlat, название которой говорит само за себя. Дословно фраза переводится с английского как “езда на спущенном колесе”.

Шины Ранфлет увереннее держатся на колесах, что разрешает вам преодолеть еще более 100 км, но в медленном темпе.

Технически манипуляция возможна благодаря двум пунктам:

  • материал шин более выносливый к трению и перепадам температуры;
  • оболочка держится в правильном положении и под тяжелой массой автомобиля за счет усиленных боковых бортов и мощного корда.

Основные особенности шин с технологией RunFlat:

  • термостойкая резина;
  • усиленные борты;
  • улучшенный каркас.

Еще на заре популярности машин в 1930-40-х годах покрышки часто рвались и становились причиной аварий. Автопроизводители задумались о том, можно ли сделать такое крепкое колесо, которое позволит машине двигаться даже после проколотой шины.

В 1934 году фирма Michelin представила шины, внутри которых была пенообразная проставка. Это были первые покрышки Ранфлет, которые позволяли на небольшой скорости проехать еще пару километров.

Принцип работы RunFlat шин

Основной упор в разработке технологии Ранфлет направлен на усиление боковых бортиков.

Стандартные шины после прокола сдуваются и под массой агрегата опускаются, а в это время борты отходят от дисков и бока расплющиваются на дороге. Вес транспортного средства всего за пару километров стирает шины чуть ли не в порошок.

Обратите внимание

Что в это время делает покрышка с Run Flat? За счет усиленных боковин шина держится на диске и удерживает вес авто и после потери давления.

Технология развивалась несколько десятков лет, чтобы создать шины со свойствами современных покрышек Ранфлет. В 1973 году боковины начали укреплять полиуретаном. Впервые усиленные покрышки поставили на транспортное средство Mini 1275GT. Автомобиль выпустили на рынок в 1974 году.

Преимущества Run on Flat

При использовании шин Ранфлет снижаются затраты горючего, поскольку больше нет необходимости возить с собой запасное колесо, а это — лишние весовые нагрузки. К основным достоинствам покрышек с технологией Run on Flat относятся:

  • надежность (машина еще проедет приличную дистанцию, чтобы вы не остановились посреди городской дороги или шоссе);
  • безопасная езда (нулевое давление в шине — не проблема для Ранфлет, поскольку автомобиль продолжит движение еще почти на сотню километров. Такого расстояния вполне достаточно, чтобы вы могли найти место для остановки и не создавали пробок на пути);
  • хорошая управляемость;
  • безопасное движение при порезе или проколе;
  • экономия времени и мобильность.

Недостатки Run on Flat

Несмотря на весомые плюсы, у технологии есть и несколько слабых сторон.

  • особая конструкция демонтажа покрышек Ранфлет требует и специального шиномонтажного оборудования, а его не часто встретишь в мастерских. Если за городом, то таких СТО почти нет;
  • проколы и порезы не сразу дают о себе знать, поэтому для безопасности покрышки Run on Flat устанавливают только на машины, где предусмотрены датчик давления воздуха в шинах и активная система курсовой устойчивости ESP;
  • серьезный ремонт — это не для шин Ранфлет, так как нельзя избежать полной деформации корда во время езды на спущенных колесах. В любом случае ремонту подлежит только внешний участок протектора, однако и эта часть не всегда сохраняется даже для возможности отремонтировать ее;
  • вес колеса увеличивается, а это может негативно отразиться на долговечности подвески, комфортного вождения и даже динамических характеристик машины.

3 основные разновидности резины RunFlat

Автопроизводители давно подметили очевидные плюсы шин с технологией Ранфлет. За большой срок изготовления подобных покрышек появились и разные виды. Вот 3 основных типа резины Run Flat:

Шины с усиленными боковыми бортами

Такая деталь оснащена более жесткими и утолщенными боковинами, чем обычные покрышки. Спущенная шина выдерживает вес машины и не оседает без давления с помощью специального поддерживающего элемента. Покрышки быстро нагреваются от езды на спущенных колесах, а чтобы этого не происходило конструкцию детали изготавливают из термостойкой резины.

Шины с поддерживающим кольцом

Эта модель покрышек оснащена внутренним кольцом, которое находится на окружности диска. Когда давление в шинах ослабевает, в работу вступает поддерживающее кольцо.

Для этого вида характерны сложные монтаж и демонтаж, а также наличие специального оборудования. Также для установки подобных покрышек на машине должны стоять литые диски.

Поскольку на шины с этой технологией был низкий спрос, в 2007 году производство остановили.

Self-Sealant или “самолечащиеся” шины

Самый доступный вид. У покрышек отсутствуют опорные кольца, боковые усилители, по структуре и жесткости — это обычная резина. Однако главное отличие в том, что внутренний слой колес заполнен дополнительным пластом из герметизирующего полиамида. Этот материал самостоятельно “лечит” небольшие отверстия до 5 мм — происходит спайка вещества.

Большинство ведущих производителей шин вдохновляются технологией Ранфлет и продолжают искать более эффективные решения в отрасли создания непробиваемых покрышек.

Сегодня французская компания Michelin вышла на совершенно новый уровень, обогнав десятки успешных конкурентов. Бренд разработал шины, в которых абсолютно нет воздуха.

Фирма уже запатентовала эту технологию — она носит название Tweel и пока считается самой диковинной и наиболее перспективной в современном производстве шин.

Маркировка Run Flat

Колеса с технологией Ранфлет устанавливают практически на все автомобили премиум-сегмента. Удивляться этому не стоит, так как плюсов у таких покрышек больше, чем минусов. Однако если вы собираетесь обзавестись шинами Run Flat, то сначала необходимо разобраться со сложной маркировкой.

Чтобы узнать, использовалась ли технология для изготовления определенных шин, нужно присмотреться к боковинам детали. На покрышках должны стоять такие артикулы:

  • Bridgestone — RFT III (Run Flat Tyres 3-ей генерации);
  • Michelin — ZP (Zero Pression или “нулевое давление”). Попадаются и другие варианты — ZP SP, PAX, RFT;
  • Nokian — Run Flat, RFT, RunFlat Tyres;
  • BMW — RSC (системный компонент);
  • Pirelli — RFT, RunFlat Technology;
  • Dunlop — DSST (Dunlop Self Support System). Встречаются и такие обозначения — ZPS и SSS.
  • Continental — SSR (Ран Флет с самостоятельной поддержкой).

Поскольку технология “езды на спущенных колесах” в категории премиальных систем, поэтому на некоторые дорогостоящие автомобили шины Run Flat устанавливаются в штатном порядке:

  • большинство моделей MINI (Mini Cooper);
  • Porsche Panamera;
  • почти все автомобили BMW;
  • Chevrolet Corvette;
  • Lexus;
  • Mercedes — SLK, CLS, CLK, A-class, G, M, CL.

Вопросы и ответы:

Давайте рассмотрим самые часто задаваемые вопросы.

Необходимы ли специальные диски для резины Ранфлет?

Это зависит от изготовителя покрышек. Практически все производители шин Run Flat позволяют устанавливать детали на стандартные диски. С этой технологией работают большинство крупных компаний — Continental, Pirelli, Michelin.

Обычные бескамерные шины не оснащены плотными боковинами в отличие от шин Ранфлет, однако эта особенность и усложняет монтаж детали на диск. Для сборки колеса используют помощника или “третью руку” — прибор, который прикрепляют к станку. Это приспособление необходимо, чтобы прижать боковины и защитить диск во время монтажа.

Стоит отметить, что подобные механизмы не устанавливают на обычных СТО. Для этого дела нужно найти станцию с профессиональным шиномонтажным станком. Все дело в стоимости прибора. К тому же шины тоже не из дешевых.

Покрышки Run Flat легко отличить от обычных шин — они намного тяжелее и жестче, чтобы не поддаваться давлению. И цена их приличная — шины с этой технологией дороже на 15-20%, а бывает и на 50%. Стоимость зависит от типа и размера детали.

Сколько километров и с какой максимальной скоростью можно ехать после прокола?

Компании предоставляют разные технологии изготовления, поэтому могут отличаться и рекомендации по использованию. Производители отмечают, что с нулевым давлением автомобиль способен преодолеть до 80 км с предельной скоростью в 80 км/ч. Однако на практике действительные цифры выше заявленных.

Благодаря особой конструкции шин, транспортное средство с порезом или проколом проезжает от 50 до 150 км (дистанция зависит от загруженности машины). В любом случае скорость не должна превышать 80 км/ч. Благодаря технологии Run Flat вы можете спокойно добраться до шиномонтажной станции и колесо заменят быстро и безопасно.

Возможно ли ремонтировать шины Ранфлэт после прокола?

Зависит от типа покрышек и производителя. При любых обстоятельствах можно починить только внешнюю часть детали, если она сохранилась в нормальном состоянии.

Покрышки Run on Flat устанавливаются и на обычные диски, только нужно их менять каждый сезон. Подобные шины заменяет только квалифицированный специалист на специальном шиномонтажном оборудовании. Подлежит ремонту только протекторный участок, а если он сильно поврежден, то нужно менять всю деталь.

Строго запрещено ставить шины Ранфлет на автомобили без контроля давления или системы ESP. Если колесо проколется, то водитель может поздно заметить поломку или вовсе не заметить и продолжить движение, а результатом станет ДТП.

Важно

Если же присутствует система контроля давления в шинах, то она оповестит водителя в момент прокола. Если такое произойдет, нужно снизить скорость и отправляться на СТО. Адаптированная усиленная подвеска работает в паре с покрышками Ранфлет. Система курсовой устойчивости помогает управлять автомобилем во время неисправности.

Однако не стоит полностью полагаться на систему безопасности, а вести машину уже осторожнее.

И в конце

Концепция технологии Run Flat преследует благие намерения. Ведь идеи, которые работают на повышение безопасности дорожного движения, должны развиваться и улучшаться.

Однако пока что у покрышек есть несколько недостатков, которые мешают применить технологию на полную. Также стопорит развитие и отсутствие повсеместной инфраструктуры.

Поэтому сейчас подобные шины являются одними из самых безопасных, но на дороге их встретишь редко.

Первый и главный пункт, чтобы технология обрела статус массовой, состоит в том, чтобы была необходимая инфраструктура. Когда на любой станции можно будет залатать капризные шины Run Flat, тогда дело с развитием пойдет на лад.

Пока химики и инженеры должны “поколдовать” с составом резины: сейчас шины жесткие и шумные. Однако при любых обстоятельствах технология начала развиваться быстрыми темпами.

Скорей всего, через пару лет запасное колесо превратится в пережиток прошлого, а в багажниках будет намного больше пустого места для перевозки более важных вещей.

Источник: https://elektro-mobili.ru/tehnologiya-runflat/

Шины Run Flat. Преимущества и недостатки

В сегодняшней статье мы расскажем Вам, про современные и высоко технологичные автомобильные шины системы Run Flat. В материале мы поговорим о преимуществах и недостатках покрышек такого типа, а также для чего необходимы шины такого формата

 ШИНЫ RUN FLAT. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Добрый день, в сегодняшней статье мы расскажем Вам, про современные и высоко технологичные автомобильные шины системы Run Flat.

В материале мы поговорим о преимуществах и недостатках покрышек такого типа, а также для чего необходимы шины такого формата.

Кроме того, мы рассмотрим альтернативу шинам с технологией Run Flat в виде специального герметизирующего клея, который идет в покрышках нового поколения, а также поймем, что в будущем надобность в запасных колесах напрочь отпадет за ненадобностью. 

Сегодня крупные производители автомобильных шин пытаются делать упор на производстве покрышек, которым не страшен прокол или порез.

Такие шины получили название Run Flatпокрышки, которые могут использоваться в спущенном состоянии и быть в движение довольно значительное расстояние. Не так давно появились шины с похожей технологией, которые называются «без прокола«.

Они функционируют по той же методике, что и Ран Флэт, только в них еще вступает в нивелирование прокола специальный клеевой состав, который блокирует место пореза и останавливает выход воздуха из покрышки.

Читайте также:  4 авто, покорившие россию

Итак, приступим к рассмотрению автомобильных шин с технологией Run Flat, их преимуществ и недостатков.

1. Понятие и принцип работы шин с технологией Run Flat

Можно с уверенностью сказать, что шины с технологией Ран Флэт призваны избавить современные автомобили от запасных колес в багажнике, а также, дают возможность доехать до ближайшей станции технического обслуживания со спущенной покрышкой без проблем для колеса.

Совет

Если мы приобретаем колеса Ран Флэт, то необходимо, чтобы в транспортном средстве была установлена система контроля давления в шинах.

Если такие шины устанавливаются на заводе изготовителе автомобиля, то производитель учитывает еще наличие системы стабилизации транспортного средства под названием ESP.

Сегодня крупные автомобильные производители имеют свою точку зрения на безопасные покрышки. Например, компания BMW побаивается шин с технологией Ран Флэт, потому что считает, что они сильно снижают уровень комфорта из-за жестких боковых ребер. Компания Audi, наоборот волнуется об износостойкости таких шин и в принципе поддерживает такую технологию. В Ауди колеса такого типа устанавливаются на модели А7, А8, а также S6 и S8.

Не только данные автомобильные производители начали применять технологию Ран Флэт в своих автомобилях, на подходе к компоновке транспортных средств такими колесами, компании Фольксваген с моделями Пассат и Фаэтон, Бентли с моделью Континенталь, Ягуар с моделью Ф-Пэйс и прочие.

2. Преимущества и недостатки шин с технологией Run Flat

Преимущества покрышек с технологией Ран Флэт однозначны и неоспоримы. Почти каждый автолюбитель хоть раз в жизни получал прокол покрышки, колеса с данной системой навсегда лишат нас хлопот с экстренной заменой шин.

Производители шин Ран Флэт утверждают, чтобы шины довезли нас в пробитом состоянии до шиномонтажа, необходимо соблюдать регламентируемую максимальную скорость до 80 километров в час. Такие колеса позволяют в проколотом состоянии проехать около 100 километров.

Самое главное достоинство таких шин в том, что нам больше не нужна запаска в багажнике, на ее место можно положить ремонтный комплект или инструменты. 

Недостатком шин с технологией Ран Флэт является довольно высокая покупная цена по сравнению со стандартным колесом. Разница в цене шин с такой технологией достигает того, что за деньги от покупки одного колеса с Ран Флэт, можно купить ровно две такие же стандартные покрышки. Также недочетом таких шин может являться их очень жесткая боковина. Из-за этого, если мы часто ездим по плохим дорогам, вследствие того, что шина плохо амортизирует удар, могут образовываться шишки на колесе. Кроме того, сами по себе шины такого типа очень жесткие, подвеска с ними становится как будто дубовая.

Конечно нельзя не учитывать тот факт, что шины с технологией Ран Флэт предназначены для езды по приемлемым и качественным дорогам. На дорогах с выбоинами, ямами и неровностями будет ощущаться дискомфорт. Зато плюсом всегда в уме будет служить то, что можно совсем не бояться проколов. Колеса с такой технологией устанавливают на автомобили для возможности ездить без докаток и для полной безопасности в том числе.

3. Герметик по изолированию порезов в шинах, как альтернатива технологии Run Flat

Вот уже, как пару лет крупные компании по производству автомобильных шин предлагают своим покупателям покрышки с внутренним слоем специального герметика, который обеспечивает стягивание проколов во внешнем и внутреннем слое протектора с глубиной пореза в 5 миллиметров и диаметром в 4 миллиметра.

Любая стандартная покрышка без камеры обладает незначительным слоем специального герметика, который обеспечивает незначительное сдерживание выхода воздуха из пореза. Однако данного герметика настолько мало по концентрации и он совершенно не эластичен, чтобы обеспечить езду автомобиля на пробитом колесе, даже до 5 километров. Шины современного типа, в которых идет дополнительно нанесенный слой специального герметизирующего состава является более вязким и стягивающим. Такой состав в химической промышленности называется еще компаунд. Компаунд действует по технологии обволакивания повреждения таким образом, чтобы воздух не каким способом не мог выйти из колеса. Если, например в покрышку входит металлический прут, то компаунд обволакивает его и закупоривает пустоты, чтобы воздух не вышел. А когда прут вытаскивают, то под действием сверх высокого давления воздуха клеевой состав моментально заполняет открытое отверстие и образует на его месте герметичную пробку.

По мнению большинства автомобильных экспертов порезами являются определенные отверстия с приблизительным диаметром в 4-6 миллиметров в районе протектора шины. Технология герметизирующего компаунда дает возможность использовать шину даже после 15 однотипных проколов. А вот колеса с технологией Ран Флэт после прокола, даже среднего характера желательно сменить на новые. Также отметим, что шины с Ран Флэт довольно дубовые и по весу на 25 процентов тяжелее стандартных колес.

Также заметим, что покрышки с новой технологией, которая именуется «без проколов» на данный момент времени не сильно пользуются спросом, потому что стоимость за такие «не прокалываемые»

Источник: http://bazliter.ru/drivestyres/248-shiny-run-flat-preimuschestva-i-nedostatki.html

Run flat шины что это за технология?

Я снова рад приветствовать всех читателей моего блога! С Вами Андрей Кульпанов, и мы продолжаем говорить об автомобильной резине.

Эта тематика интересна многим, судя по просмотрам предыдущих статей: стоит ли покупать всесезонную резину, а также , что предпочесть шипы или липучку. На сегодняшний день существует множество ее разновидностей, и каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны.

Run flat шины — что это и для чего они предназначены? Это один из наиболее популярных запросов автолюбителей, который касается автомобильной резины.

   В чем суть технологии такой резины

Начну с того, что технология ранфлет до сих пор мало известна в нашей стране. У западных водителей она очень и очень популярна, хотя встретить такие изделия можно в большинстве автомагазинов. Основное отличие, которое сразу же является и преимуществом, заключается в том, что такие шины не боятся проколов.

Представьте себе дорожную ситуацию: Вы «поймали» саморез, после чего колесо спустило. Хорошо, если дырка невелика, и есть в багажнике компрессор. Можно подкачать и доехать до ближайшего шиномонтажа. В противном случае, Вы, чертыхаясь, достаете запаску с домкратом и выполняете все работы самостоятельно. Такой сценарий мало кому придется по душе.

Зато, если Ваше авто обуто в резину Dun­lop ROF, то на проколы можете не обращать внимания.

Не нужно заниматься ремонтом поврежденного колеса прямо посреди дороги — просто спокойно отправляйтесь к ближайшему шиномонтажу и доверьте эти работы специалистам.

Обратите внимание

Не беда, если даже находитесь не в городе, а на трассе. Шины nokian и других производителей с технологией ранфлет могут выдержать больше 100 км пробега с повреждением.

Все дело в том, что боковины такой резины усилены. Если Вы пользуетесь обычными покрышками, то во время проколов они сдуваются. Дальше боковины отходят от колесного диска, сплющиваются, а машина оседает под собственным весом на одну сторону.

Если продолжать движение, не поставив запаску, то такая шина будет «съедена» через несколько километров. Этих проблем лишены любые run flat шины, как летние, так и зимние.

Они снабжаются усиленными боковинами, которые способны удерживать не только резину на диске, но и вес всего автомобиля даже после полной потери давления.

   Сильные стороны run flat

Можно сказать, что такие автомобильные шины отличаются следующими преимуществами:

  • прежде всего, это безопасность. Даже при движении с большой скоростью, проколотое колесо не взорвется, и машина не утратит связь с дорожным покрытием;
  • удобство, которое заключается в том, что нет нужды самостоятельно менять покрышку прямо на дороге, рискуя испачкаться, как минимум. Можно спокойно доехать даже до шиномонтажа возле дома и перепоручить эту процедуру специалистам;
  • экономия места в багажнике. Скажу больше: если производитель рекомендует применять такую резину, то обычно не укомлектовывает авто даже запаской.

Казалось бы, что может быть лучше и удобнее — купил себе шины, например bridge­stone, сделанные по технологии ранфлет, и можешь не обращать внимания на проколы.

Точнее, рекомендованный пробег после повреждения должен составлять не более 80 км (некоторые производители заявляют о 100–120 км). Не стоит превышать при этом отметку скорости в 80 км/час.

Отпадает необходимость возить с собой запасное колесо, да и домкрат заодно.

   Что нужно учитывать при эксплуатации

Однако есть и определенные недостатки, которыми обладает run flat технология — резина для Вашего автомобиля будет стоить на 150–200% дороже обычной. Идем дальше: не для каждой модели авто подойдут такие покрышки. Дело в том, что для run flat автопроизводитель еще на конвейере определенным образом балансирует подвеску машины.

Амортизаторы обычных авто не слишком-то рассчитаны на длительную езду на колесах с усиленными боковинами покрышек. Ну и еще один момент заключается в том, что за городом бывают такие отрезки, на которых и на 80 километрах не встретишь станцию шиномонтажа.

Более того, если Вы захотите залатать свои ранфлэт покрышки Pirelli или другого бренда, то можете не отыскать станцию где-нибудь в глуши.

Для этих изделий требуется специальное оборудование и опыт, а также сноровка специалиста, который будет заниматься ремонтом.

Еще один неприятный момент заключается в том, что водитель может долгое время не ощущать того, что с его колесом случилась неприятность.

Вот почему заводы-изготовители стараются оснащать такие машины системой контроля воздуха внутри покрышек. Также не стоит приобретать шины с маркировкой run flat для обычных авто, не рассчитанных на них. Сразу меняется управляемость и устойчивость транспортного средства на дороге.

Вот так, дорогие друзья, мы и приоткрыли завесу над таинственными покрышками, которые не боятся проколов и порезов. Как видим, они несут своим появлением определенный комфорт для водителя. Но могут быть полезны далеко не во всех ситуациях.

Важно

Поэтому целесообразность их покупки каждый пусть решает для себя самостоятельно, не считая случаев, когда они установлены еще на заводском конвейере. Также рекомендую прочитать статью о низкопрофильных шинах и узнать моё мнение о них. На сегодня все.

До встречи!

С уважением, автор блога Андрей Кульпанов

Источник: http://avto-kul.ru/poleznoe-ob-avtomobile/chto-takoe-shiny-run-flat.html

Шины Run Flat: что это, их преимущества и недостатки

Прокол колеса на дороге — серьезная проблема для любого автомобилиста. Резкая потеря герметичности одной из покрышек делает транспортное средство неуправляемым. Выходом из положения становится использование шин Run Flat. Что это такое? Разберемся в этом вопросе детально.

Определение

Этим термином принято обозначать покрышки, которые после потери герметичности (прокол или боковой порез) поддерживают свою форму и никоим образом не сползают с колесного диска. В результате чего автомобилист сохраняет полную управляемость транспортным средством и может без проблем добраться до ближайшего сервисного центра.

Технологии

Что это — шины Run Flat, мы рассказали выше. А каким образом работает такая необычайная технология? В этом случае производители покрышек пошли тремя разными путями.

Усиление боковины

Усиление боковины — наиболее распространенная технология шин Run Flat. Что это такое? Ответ прост.

Дело в том, что для поддержания транспортного средства бренды дополнительно вводят усиленный металлический каркас на боковинах покрышек.

В результате чего автомобилист может проехать определенное расстояние при нулевом внутреннем давлении внутри шины. Такая технология сейчас считается наиболее распространенной.

Герметик

Некоторые производители под протекторным слоем делают еще один слой из пастообразного герметика.

После внешней деформации (прокол или порез) вещество вступает в химическую реакцию с кислородом из воздуха и полимеризуется. В результате этого удается устранить саму причину потери герметичности.

Такая технология распространена значительно меньше. Постепенно от нее и вовсе многие производители отказываются.

Читайте также:  Автомобильная сигнализация с обратной связью

Несущий слой

Растет популярность именно такой технологии изготовления шин Run Flat. Что это такое? Дело в том, что под протектором делают дополнительный плотный слой резины.

Он надежно прилегает к колесному диску, в результате чего после потери герметичности поддерживает управляемость транспортным средством, что позволяет водителю продолжить движение. Проехать большое расстояние на дополнительном несущем слое нельзя.

Проблема прежде всего заключается в том, что у покрышек быстро изнашивается протектор.

Преимущества

Шины Run Flat имеют ряд выраженных преимуществ. Каждое из них делает эту технологию уникальной, в результате чего покрышками такого образца нередко оснащают даже новые автомобили.

Во-первых, безопасность. Здесь все понятно и без дополнительного объяснения. После потери герметичности форма покрышек остается стабильной, в результате чего заметно упрощается управление транспортным средством. Во время прокола машину поведет в сторону, однако водитель с минимальной сноровкой и скоростью реакции быстро выправит положение. Сделать это с обычными покрышками невозможно.

Во-вторых, объем багажника. Использование шин «Ранфлет» позволяет сэкономить место, предназначенное для установки запасного колеса. В результате чего с собой в дорогу можно взять больше полезных предметов. Этот плюс нравится прежде всего тем, кто часто любит выбираться за пределы города или вынужден перевозить много дополнительных предметов.

Недостатки

К сожалению, технология далека от совершенства. Поэтому недостатков у покрышек подобного класса заметно больше. В результате этого многие автомобилисты предпочитают устанавливать на автомобили классические вариации шин.

Главным минусом называют высокую стоимость. Производство этого класса изделий требует применения большого количества дополнительных материалов. В результате чего растет цена шин.

В частности, модели, изготовленные по представленной технологии, имеют стоимость на 20 % выше, чем у обычных покрышек идентичного бренда и типоразмера.

Позволить себе подобное приобретение смогут не все автолюбители.

Много претензий предъявляется и относительно комфорта. Это утверждение касается как летних, так и зимних шин RunFlat, изготовленных по технологии усиленной боковины. Введение дополнительного стального каркаса делает покрышки жесткими.

В результате чего энергия от передвижения по кочкам не гасится и не рассеивается. Негативное воздействие оказывается на стойки автомобиля, да и в салоне трясет изрядно. Поэтому ценителям плавной езды подобные покрышки точно не подходят.

Источник: https://ruud.ru/avtomobili/24991-shiny-run-flat-chto-eto-ix-preimushhestva-i-nedostatki/

Статьи

Особая конструкция шины с технологией RunFlat позволяет проехать с проколом в колесе от 50 до 150 км в зависимости от загруженности автомобиля. Скорость движения в данном случае должна быть не более 80 км/ч. RanFlat даёт возможность доехать до шиномонтажа для ремонта и избежать сложной и небезопасной смены колеса среди потока машин.

В итоге шины Run-Flat обладают следующими преимуществами:

  1. При резкой потере давления в шине вы не теряете контроль над автомобилем
  2. Нет необходимости в запасном колесе
  3. Не нужно самому менять поврежденное колесо

Однако существуют и минусы у технологии Run-Flat:

  1. Из-за особой конструкции демонтажа такой шины нужно особое шиномонтажное оборудование, которое найдётся далеко не в каждой мастерской, особенно вдали от большого города.
  2. О проколе шин RunFlat можно узнать слишком поздно, поэтому в целях безопасности покрышки RunFlat могут устанавливаться только на автомобилях с системой ESP и датчиком давления воздуха в шинах.
  3. Шины с данной технологией не подлежат серьёзному ремонту. Корд неизбежно деформируется при поездках на спущенном колесе. В любом случае отремонтировать можно будет исключительно внешнюю часть протектора.
  4. Отрицательно может сказываться увеличенный вес колеса, который влияет на долговечность деталей подвески, комфорт, а также динамические характеристики автомобиля.

Разные производители используют различные обозначения, свидетельствующие об использовании технологии Run-flat: Bridgestone – RFT; Goodyear – RunOnFlat; Michelin – ZP; Continental – SSR; Dunlop – ROF; Yokohama – ZPS; Nokian – Flat Run; Pirelli – Run Flat; Bmw –RSC (RunFlat System Component).

Существует 3 основные разновидности шин Run-Flat.

Шины Run-Flat с усиленными боковинами

У таких шин более жесткие и утолщенные боковины по сравнению с обычными шинами.

Наличие специального поддерживающего компонента позволяет спущенной шине выдерживать вес автомобиля и не оседать даже без необходимого давления внутри. Движение на спущенном колесе сопровождается нагревом шины.

Для предотвращения нагрева в конструкции шины используется особый термостойкий состав резины.

Шины Run-Flat с поддерживающим кольцом

Совет

У этой модели шин Run-flat есть внутреннее кольцо поддержки, которое расположено по окружности диска. При потере давления в шине, автомобиль опирается на поддерживающее кольцо.

Данные шины отличются сложность монтажа-демонтажа, требующего специального оборудования. Также для использования таких шин, нужны специальные литые диски.

Ввиду низкого спроса производство шин по этой технологии с 2007 года приостановлено.

«Самолечащиеся» шины Run-flat

Наиболее доступная для потребителей технология. У таких шин нет боковых усилителей и опорных колец, они обладают той же структурой и жесткостью, что и обычная резина. Данная технология подразумевает содержание внутри колеса дополнительного слоя из герметизирующего материала (полиамида), который обеспечивает герметизацию небольшого отверстия (до 5 мм) при его возникновении.

Источник: https://tyreg.by/articles/chto-takoe-tekhnologiya-runflat-plyusy-i-minusy-runflat/

Шины RunFlat: особенности новомодной технологии

Борьба за большее количество свободного пространства в салоне, появление сложных конструкций подвески и желание избавить водителя от лишних проблем с заменой колёс привели к появлению революционной технологии под названием RunFlat. Отечественные автолюбители как только эти покрышки не называют, и ран флат, и ранфлет, и ран флэт, но их суть и предназначение от такого всевозможного «коверкания» не меняется. Эта резина действительно устойчива к проколам.

Сама технология работает на основе концепции усиления боковин покрышки. Обычная шина при проколе просто сдувается, а вот «героини нашей статьи» оседают под весом машины, их борта постепенно отходят от диска, и сплющиваются боковины. Они способны удержать проколотую покрышку даже при полной потере давления на диске довольно продолжительное время.

Особенности и правила эксплуатации шин RunFlat

Однако не стоит слишком сильно обольщаться. Да, на первый взгляд всё просто восхитительно, так как шины RunFlat позволяют продолжить поездку даже при серьёзных повреждениях, но есть определённые ограничения.

В первую очередь, это скорость. Она не должна, в среднем, превышать 80 км/ч. Вторым моментом является расстояние, которое способен проехать авто на повреждённой резине с этой новомодной технологией. Предел – 80 км.

Разумеется, наличие таких шин позволяет на какое-то время забыть о «запаске» и о проблемах с заменой колёс, так как можно спокойно доехать до ближайшего монтажа. Только учитывайте, что на некоторых трассах отсутствует даже в радиусе 80 км более менее привычная «шиномонтажка».

Как говорилось выше, фундаментом технологии «ран флэт» является усиление боковин шины.

Иными словами, эти покрышки потребуют в тех же сервисах специального оборудования как для монтажа, так и для демонтажа шины.

Разумеется, не каждая мастерская может похвастаться наличием такого оборудования, а с помощью обычного станка эта операция потребует недюжинной ловкости и смекалки от сотрудника сервиса.

Ещё одно слабое место шин Run Flat кроется в их преимуществе. Парадоксально, не правда ли? Дело в том, что о проколе покрышки вашего автомобиля очень трудно узнать по манере поведения автомобиля на дороге. Эта технология продолжит уверенно «держать машину» после прокола, и Вы даже можете не заметить новоиспечённый дефект.

Обратите внимание

Проще говоря, поведение большинства подобных качественных шин в пробитом и привычном состоянии практически идентично. Это хорошо и плохо одновременно, поэтому обязательным условиям для применения шин «ран флэт» является оснащённость транспортного средства системой, контролирующей давление в колёсах.

По этой самой причине не следует применять такие покрышки на машинах, в которых их установка не предусматривалась предприятием-изготовителем.

Ещё одно важное правило. Жёсткость шин RunFlat и обычной резины разнится, поэтому не стоит «обувать» ваш автомобиль в изделия различных типов и от разных производителей.

Путаница в обозначениях

Теперь скажем пару слов о них. Производители таких шин используют различные формы обозначений (практически, как вздумается), то есть определённой системы вы не найдёте. К примеру, фирма Michelin использует аббревиатуру ZP, Continental – SSR, Yokohama – ZPS, Bridgestone – RFT, а далее в том же духе.

Давайте конкретнее остановимся на производителях шин, особенностях их продукции и её обозначении:

«Самонесущие шины» от Michelin

Фирменной технологией Michelin ZP (Zero Pressure) оснащены специальные шины, которые позволяют транспортному средству продолжать движение даже в случае серьёзной потери давления в них.

Данные покрышки имеют усиленные боковины, инновационную зону бортового кольца и представлены в различных сериях этого производителя.

К примеру, в Michelin Primacy HP, Michelin Pilot Alpin PA2, Michelin Pilot Sport PS2.

Продукция Michelin подходит для автомобилей BMW 1- и 3-Series, Cadillac, Dodge, а также Mercedes. Все вышеперечисленные машины оснащены специальной системой, контролирующей давление. О проколе шины RunFlat от производителя Michelin водитель сможет узнать, заметив предупреждающий индикатор на приборной панели в салоне.

Примечательно, что покрышки Michelin ZP можно отремонтировать только один раз в профессиональном шинном центре. Однако они не подлежат восстановлению, если на их боковине есть специальная маркировка о том, что шину нельзя отремонтировать.

Goodyear ROF: особенности шин

Именитый производитель шин Goodyear также имеет свою серию продукции с новомодной технологией RunFlat. Эти покрышки обладают дополнительным свойством.

Дело в том, что даже при полной потере давления в шинах, автомобиль, «обутый» в Goodyear ROF, сможет продолжить движение, развивая приличную скорость на продолжительном отрезке трассы.

Сама аббревиатура расшифровывается просто – RunOnFlat.

Важно

Шины производителя Goodyear в обязательном порядке должны нести индекс нагрузки, равный минимальному значению, указанному в документации на транспортное средство.

Любая из покрышек этой фирмы с технологией RunOnFlat может быть заменена только на изделие идентичного типа, индекса скорости, а также размера. Иными словами, во имя безопасности не стоит экспериментировать с ассортиментом. Для зимы: Goodyear Ultra Grip Extreme, Goodyear Ultra Grip. Для лета: Goodyear Eagle F1 GSD3, Goodyear Excellence.

Bridgestone RFT: будь спокоен в пути!

Машина, на которой установлена резина Bridgestone RFT, без труда сможет доехать после прокола или серьёзной деформации шины до ближайшего сервиса.

Это позволяет водителю транспортного средства не беспокоиться о необходимости замены покрышки собственными силами в неподходящее время и наличии «запаски», что может положительно сказаться на увеличении пространства в багажнике.

Из летних покрышек: Bridgestone Dueler H/P Sport, Bridgestone Potenza RE050.

Что собой представляют покрышки Continental SSR?

Полное обозначение системы SSR от компании Continental — Self-Supporting Runflat. Главная особенность шин, основанных на ней, заключается в наличии в боковых стенках каучукового усилителя, который держит на себе вес машины при потере давления.

Обязательным условием для установки Continental SSR является наличие в автомобиле системы мониторинга за уровнем давления в покрышках под названием TPMS.

В основном эта резина применяются на легковых авто «люкс-класса» и спортивных автомобилях. Примечательно, что шины Continental SSR предлагаются как в зимних, так и в летних вариантах.

Если вы приверженец шипов, тогда для вас Continental ContiIceContact, Continental ContiWinterViking 2. Если в холодное время года вы предпочитаете липучки, то взгляните на Continental ContiVikingContact 3, Continental 4x4WinterContact.

Летним вариантом могут быть Continental ContiSportContact 3, Continental ContiPremiumContact.

Dunlop ROF: универсальная продукция

Технология ROF от компании Dunlop позволяет водителю продолжить свою поездку даже в случае полной потери давления в шинах, обеспечивая автомобиль приемлемым управлением, ускорением и торможением. Специальная усиленная конструкция покрышек Dunlop SP Sport MAXX с технологией ранфлэт помогает избежать полного повреждения колеса, вызванного значительными нагрузками.

Главная особенность продукции от Dunlop заключается в том, что ROF-шины можно смело устанавливать на любую машину со стандартным ободом.

Nokian RunFlat: «короли» зимы

Зимние шины от компании Nokian с технологией RunFlat можно считать одними из лучших в своём классе.

Читайте также:  Купить бу авто suzuki swift 5 поколения

Производитель проводил множество всесторонних тестов, где опробовал свою продукцию в суровых условиях при гололёде, низких температурах и снеге.

Совет

Кроме того, на этих покрышках с нулевым уровнем давления можно проехать около 150 км. Летом, скажем на покрышках Nokian Hakka Z, и подавно.  К слову, это один из лучших показателей среди конкурентов.

Для того, чтобы шины Nokian Run Flat правильно «отработали» в случае прокола,  они должны быть установлены на машины с системой замера давления в покрышках и антизаносной системой (ESP). Зимними спутниками можно выбрать шипастые Nokian Hakkapeliitta 7, Nokian Hakkapeliitta SUV 5 или фрикционные Nokian Hakkapeliitta R, Nokian WR G2 SUV.

Pirelli RunFlat: «самовосстанавливающиеся шины»

В семействе шин с технологией RunFlat от фирмы Pirelli можно найти множество изделий различных размеров (от обычных 15” до 20-дюймовых представителей класса «ультра-премиум»), которые подойдут для разных типов машин. Также можно выбирать из зимних, летних и всесезонных вариантов.

Вся резина от Pirelli создаётся на основе фирменной автоматизированной системы MIRS, исключающей возможность выпуска некачественной продукции.

Кстати, именно эта компания разработала первые покрышки «ран флэт» для внедорожников.

Зимой, на своем спорткаре, вы будете в безопасности на Pirelli Winter 240 Sottozero. Внедорожник ощутит все прелести на Pirelli Scorpion Ice&Snow. А летом побалуйте себя новинкой Pirelli Cinturato P7.

Kumho XRP: смелые решения

В состав RunFlat-продукции от компании Kumho включён особый компонент, который увеличивает термостойкость шин, а также держит на безопасном уровне их «работу» после проколов. Кроме того, производитель применяет экологический чистый и, в определённом смысле, революционный тканевый корд – лиоцель.

Фирменная технология XRP (в расшифровке – eXtended Runflat Performance) позволяет продолжать движение на повреждённых шинах без какой-либо потери в надёжности движения и уровне комфорта.

При разработке таких покрышек как: Kumho I`Zen Wis KW19, Kumho Ecsta SPT KU31, компания ставила наивысшей целью добиться высочайшего комфорта движения, поэтому водитель при условии их установки будет нуждаться в специальных системах, предупреждающих о снижении давления в шинах.

Hankook ROF: и проколы не страшны

Технология усиленных покрышек, применяемая компанией Hankook, возможно, не имеет столь широкого распространения на рынке. Однако качество их «антипрокольных» шин находится на стабильно высоком уровне.

В боковых частях своей продукции (напр. Hankook Ventus S1 Evo K107) южнокорейцы устанавливают несколько слоёв резины с жаропрочным кордом, что не приводит, даже при полной потере давления, к серьёзной деформации покрышки.

Yokohama ZPS: чтобы не терять время

Семейство шин Yokohama с технологией Zero Pressure System (ZPS) также заслуживает внимания у покупателей. Специально укреплённая боковина покрышки Yokohama Advan V103 ZPS и усиленная бортовая проволока не позволяют ей даже в экстремальных ситуациях сойти с обода. Это очень качественная резина, обеспечивающая автомобиль возможностью продолжить движение с минимальным давлением в шинах.

В заключение

Поверьте, что во всём этом многообразии запутаться очень легко, поэтому лучше всего при выборе обратиться к специалистам. Сотрудники www.best-tyres.ru помогут разобраться Вам, что к чему. На нашем сайте представлен огромный выбор шин на основе этой революционной технологии.

Источник: https://www.best-tyres.ru/articles/info/runflat

Шины RunFlat — особенности и преимущества!

Шины Runflat устанавливаются исключительно на автомобилях премиум сегмента. Дело в том, что из соображений безопасности Runflat шины не рекомендуется ставить на автомобили без ESP (электронной системы контроля) и датчиками давления шин.

Если отсутствует ESP, то в случае прокола большая вероятность, что водитель не выйдет из заноса без вспомогательной электроники, эффект неожиданности возьмет свое.

Обратите внимание

Шины Runflat имеют ограниченный ресурс пробега и нагрузки при эксплуатации без давления, из-за превышения этих ограничений ее эксплуатация не безопасна, поэтому датчики давления шин необходимы, что бы не пропустить момент прокола покрышки. На русский язык RunFlat дословно переводится как «плоский пробег» или езда на спущенной шине.

Производители шин используют различные обозначения технологии Run Flat (пример: Goodyear RunOnFlat (EMT), Bridgestone RFT, Michelin ZP, Continental SSR, Pirelli Run Flat, Dunlop RunOnFlat (DSST), Nokian Flat Run, Yokohama ZPS).

Что обозначает надпись на шине — RSC?

RunFlat System Component — единое обозначение для всех RunFlat шин устанавливаемых на автомобили BMW, MINI и ROLLS-ROYCE.

Что обозначает на шине надпись MOExtended (MOE)?

Mercedes Original Extended — единое обозначение для всех RunFlat шин устанавливаемых на автомобили MERCEDES-BENZ.

Отличие шин RunFlat от обычных?

  • усиленное широкое бортовое кольцо
  • теплостойкий основной состав резины
  • усиленный теплостойкий состав резины боковины
  • конструкция каркаса (наличие усилителей)

Принцип работы RunFlat шин?

Технология производства шин RunFlat основана на концепции усиленных боковин шины. Когда обычная шина сдувается, она просто оседает под весом автомобиля, борта отходят от диска и боковины сплющиваются на дорогу Вес полностью уничтожает шину за несколько километров.

Усиленные боковины шин RunFlat удерживают шину на диске и успешно держат вес автомобиля после прокола и полной потери давления.

При этом все динамические системы безопасности автомобиля, такие как ABS-система, предотвращающая блокировку колёс транспортного средства при торможении, ESP-электронная система динамической стабилизации автомобиля, DSC-системы электронного контроля устойчивости, используемой в автомобилях BMW, Ford, Mazda и ряде других и т.д. остаются активными.
Интересным фактом технологии шин Runflat можно считать технологии самих производителей, то есть сама технология реализована у каждого производителя по своему и почти у каждого и обозначаются шины Runflat по разному. Рассмотрим некоторых из них:

  • DSST – обозначение runflat шин использует Dunlop;
  • RFT – маркировка runflat используется Pirelli, Firestrone, Bridgestrone;
  • RFT, RunFlat, RunFlat Tyres — используется Nokian;
  • ROF, EMT – runflat маркировка используется Goodyear;
  • ZP – runflat (Zero Pression — то есть нулевое давление) обозначение используется Michelin, могут быть и такие обозначения — ZP SR, RFT, PAX;
  • SSR – (Self Supporting RunFlat — самоподдерживающий ранфлэт) маркировка runflat шин Continental;
  • BMW — RSC (Runflat system component) Ранфлэт системный компонент.

Сколько километров и с какой максимальной скоростью можно ехать после прокола?

Максимальное расстояние на спущенном колесе зависит от рекомендация производителя шин, дорожных условий и загрузки автомобиля (в среднем 80 км) Максимальная скорость автомобиля 80 км/ч.

Какие отличия в технологии RunFlat существуют у производителей шин?

  • состав смеси для усилителей боковин
  • строение каркаса шины

Существуют ли условия для эксплуатации шин RunFlat?

  • наличие системы контроля давления в шинах (TPMS, RDC, RPA)
  • наличие системы курсовой устойчивости (ESP)

Без установленной системы контроля давления в шинах, эксплуатация шин RunFlat становится крайне опасной, т.к водитель может не ощутить потерю давления в шине и продолжать движение без ограничения скорости, совершая резкие повороты и маневры.

Необходимы ли специальные диски для шин RunFlat?

Все производители шин с технологией RunFlat допускают их установку на стандартные диски.

Шины с технологией RunFlat необходимо покупать собранными на дисках или можно проводить монтаж-демонтаж каждый сезон?

Покупка комплекта шин в сборе или шин без дисков — это выбор клиента. Все производители шин с технологией RunFlat разрешают ежесезонную смену шин без каких-либо отрицательных последствий для самих шин или дисков. Продажа шин с дисками является исключительно коммерческим предложение от автодилеров.

Необходимо ли специальное шиномонтажное оборудование для бортирования данных шин?

Для проведения шиномонтажных работ достаточно шиномонтажника необходимой квалификации и современного оборудования оснащенного «третьей рукой» (Easymont)

Возможно ли ремонтировать шины RunFlat после прокола?

Возможен ремонт протекторной части шины после перемещения на нулевом давлении.

Достоинства и недостатки шин RunFlat

  • Достоинства
    • безопасность движения при проколе (порезе)
    • мобильность и экономия времени
    • улучшенные рулевые реакции
    • экономия места в багажнике — запаску или докатку не нужно с собой возить, поскольку прочности шины ранфлэт хватит, чтобы доехать до ближайшей станции техобслуживания
  • Недостатки
    • небольшое снижение уровня комфорта (более жесткие шины в сравнении с обычными)
    • цена (дороже обычных шин на 15-25%)

Итак подведем итоги. Обратите также внимание, что устанавливать RunFlat покрышки рекомендуется только на машины, оснащенные:

  • системой контроля давления в шинах — данная система оповестит вас, что случился прокол и нужно предпринимать действия — снижать скорость и ехать на шиномонтаж;
  • адаптированной подвеской для таких шин — те модели, которые мы перечислили выше, имеют именно такую усиленную подвеску;
  • системой курсовой устойчивости — при повреждении шины автомобиль, хоть и не теряет управление, но вести его нужно уже осторожнее.

Источник: https://www.autoskat.ru/novosti/7-stati-i-obzory/voprosy-i-otvety/1162-chto-takoe-shiny-runflat.html

Технология RSC или шины RunFlat

Как и весь современный мир, автомобилестроение не стоит на одном месте. И вместе с развитием технологий производства самих машин, появляются инновации в конструкции шин. Одной из таких инноваций стала технология RSC (RunFlat System Component). 

Для разных производителей шин характерно и разное обозначение данной технологии.

К примеру: Continental SSR, Kumho XRP, Nokian Run Flat, Bridgestone RFT, Goodyear RunOnFlat, Michelin ZP, Toyo Run Flat и т. д. 

Такие шины сделаны специально для тех случаев, когда давление в шине совсем пропадает, а автомобиль при этом продолжает движение. Сами шины и диски не повреждаются, но при скорости около 80 км/ч машина может проехать не более 150 км пути. 

Огромный плюс таких шин в том, что не нужно возить с собой запасное колесо, освобождая при этом место в багажнике машины.

Также можно обойтись без мучительного процесса замены колеса, когда водителю приходится останавливаться на месте движения машин и, вытаскивая все из багажника, брать запаску и менять грязное колесо, теряя при этом уйму времени.

Еще один плюс данных шин в том, что двигаясь на большой скорости и теряя давление внутри шин, автомобилисту гораздо проще управлять машиной. Он с легкостью может остановится. 

Шины PSC хороши тем, что не нуждаются в специальном шиномонтажном оборудовании и для них подойдут совершенно обычные колесные диски. Они могут быть как летними, так и зимними, так как выпускаются с технологией RunFlat. 

Единственным условием является то, что для установки таких шин необходимо, чтобы в машине была система контроля давления внутри шин. Это объясняется тем, что двигаясь на маленькой скорости, потери давления можно не ощутить, а на большой скорости это может стать причиной аварии. 

Важно

На сегодняшний день есть много автопроизводителей (например, BMW), которые перешли на установку таких шин серийно. Некоторые только собираются это сделать, такие как Mercedes на машинах Е-класса. 

Конструктивная идея RunFlat — технологии заключается в том, что усиливаются боковины шины и крепление на диски становится более надежным с помощью усиленного корда. 

Но, наравне с плюсами, шины RunFlat имеют и минусы. 

Основным недостатком таких шин является себестоимость, которая выше на 50% от стоимости обычных шин, и покрышка имеет достаточно большой вес. Первый параметр влияет на спрос таких шин, а второй – на характеристику машины в целом.

За счет жестких боковин, вес шин увеличивается где-то в полтора раза. То есть поменять такое колесо будет очень нелегкой задачей.

Еще следует отметить, что помимо утяжеления машины в целом, этот параметр влияет на комфортность езды, ведь машина становится более жесткая. 

Возможно, в будущем эти недостатки будут устранены или станут менее заметными, так как над этим работают сейчас крупнейшие производители шин во всем мире. 

На данный момент, можно купить такие шины и радоваться тому, что в неблагоприятной ситуации не придется стоять под дождем или снегом и менять колесо. Это убережет от возможной опасности и самого автомобилиста, и проезжающих мимо машин.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://zabarankoi.mirtesen.ru/blog/43660218666/Tehnologiya-RSC-ili-shinyi-RunFlat

Оценка статьи: (нет голосов)
Загрузка…Поделиться с друзьями:Ссылка на основную публикацию Похожие публикации

Добавить комментарий

Нравится статья ! Поделись в соц. сетях !

Читайте также:

Добавить комментарий